Рассылка "Вестник старого радио" Выпуск 60

Телевизор "КВН-49-М"

     Малосерийный выпуск с 1954 года. Небольшой серией был выпущен 17-ламповый телевизор - "КВН-49-М", по конструкции схожий с предыдущим, за исключением блока строчной развёртки, в схему которой внесены существенные изменения с целью повышения напряжения анода кинескопа.

Канал изображения телевизора "КВН-49-М" собран по схеме прямого усиления, а канал звукового сопровождения - по супергетеродинной схеме с использованием в качестве промежуточной частоты разностной частоты в 6,5 МГц, возникающей в результате биений между несущими частотами сигналов изображения и звукового сопровождения.

Размер изображения на экране кинескопа 23ЛК1Б - 135х180 мм (по диагонали - 230 мм).

Телевизор рассчитан на прием первых трех телевизионных каналов.

Подробнее...
 

* * *

"История радиотехники и радиовещания"

Юбилеи главного телецентра страны и регулярного цветного вещания

(часть 2)
 

Беседу ведет корреспондент Леонид Чирков.

Что можно сказать о ТТЦ 30 лет спустя? Он пережил трудные времена, утратил монополию на всероссийское вещание, но выжил!

Я не думаю, что он утратил какую-то монополию. Хотя и не слишком модно сейчас быть монополистом. ТТЦ стал тем, что называют ныне естественной монополией: никакое всероссийское вещание невозможно без ТТЦ. И дело, конечно, в центральных коммутационных службах. Именно ТТЦ позволяет всем работающим в Москве компаниям разных форм собственности проще всего и, возможно, дешевле всего, сформировать программу и отправить ее по каналам связи на всю страну. Скажу, к слову, что та же роль принадлежит ГДРЗ по отношению к радиовещанию.

К примеру, сейчас создан пул телерадиокомпаний для освещения празднования юбилея Москвы. Ни одна из существующих компаний не располагает достаточным набором технических средств для полного освещения этого события. Более того, для нескольких компаний на объектах просто нет места. Именно пул смог поднять эту задачу. В освещении праздника будут участвовать 10 передвижных ТВ станций, из которых пять принадлежат ТТЦ, четыре - другим московским телекомпаниям, а одна приедет из Санкт-Петербурга. Все компании-члены пула будут работать на "общий котел", а сигналы, по-прежнему, направлять в Останкино, в его Центральную аппаратную. Именно оттуда они будут раздаваться всем заинтересованным потребителям.

Возможность создания отдельных передач в Москве теперь есть у многих. Более того, в Москве и других городах появился рынок услуг по созданию передач, клипов, рекламных роликов. А вот соперничать с ТТЦ по формированию программ и выдаче в эфир никто не может. Отдельным компаниям создавать необходимые коммутационные мощности, прокладывать многие километры кабелей не по карману. Многие негосударственные телекомпании, которые поначалу ринулись строить свои отдельные телецентры, к примеру НТВ, постепенно отказываются от этой мысли и развивают свою производственную базу совместно с ТТЦ. Мы, естественно, поддерживаем эти идеи и видим в этом благоприятную перспективу.

К сожалению, многие мощности и возможности ТТЦ не востребованы. И самое обидное, что именно большие студии ТТЦ используются хуже всего. А это ведь - самое большое сокровище Центрального телевидения. Простаивает даже концертная студия, где можно работать со зрителем. В прежние времена большие студии были загружены круглые сутки. Многие популярные программы, например "Кабачок 13 стульев", снимались только ночью, поскольку днем для них не было времени.

ТТЦ, фактически, следует полностью реконструировать, но денег, необходимых для этого, пока нет.

Вернемся на 30 лет назад и вспомним, что в составе ТТЦ работала и первая аппаратная цветного вещания. Именно из нее впервые было начато цветное вещание.

Строго говоря, первая в Москве аппаратная цветного телевещания начала работать значительно раньше - осенью 1953 г. Именно тогда, по постановлению правительства была создана первая опытная станция цветного телевидения (ОСЦТ). Станция размещалась в первом корпусе телецентра на Шаболовке. Опытные передачи велись по последовательной системе с разложением на 525 строк. Частота полей 150 Гц. В США по этому поводу шутили: "русские воскресили американского покойника". От этой системы американцы, как раз к 1953 г., успели отказаться, приняв в качестве национального стандарта систему NTSC. Тогда NTSC считалась головоломно сложной и дорогой системой.

Многие наши специалисты и начальники полагали, что в момент выбора системы цветного телевидения у американцев оказалось слишком много черно-белых телевизоров, с чем и пришлось считаться, принимая дорогую совместимую систему. А поскольку в Советском Союзе черно-белых телевизоров еще мало, то можно начинать с чистой страницы - с системы, которая проще и дешевле. Был разработан комплект аппаратуры, работающей по последовательной системе. Ленинградский завод имени Козицкого выпустил цветной телевизор "Радуга" с кинескопом 23 см, перед экраном которого устанавливался вращающийся диск со светофильтрами.

Пятая опытная станция проработала до 1 декабря 1955 г. Помню, на кафедре телевидения МЭИС для просмотра этой последней передачи собралось много преподавателей и студентов. Шел фильм "Аттестат зрелости". Мы сидели, смотрели, и тихо плакали. К этому времени стало ясно, что несовместимая система цветного телевидения перспектив не имеет даже в нашей стране. Интересно, что история повторилась аж в 60-х годах в Китае. Там полагали, что, поскольку в стране еще нет черно-белого телевидения, не лучше ли начать сразу с цветного. Однако подумав, китайские специалисты предпочли проторенную дорогу.

Аппаратуру первой станции переделали на 625 строк и в Москве были начаты передачи второй программы Центрального телевидения, которая потом стала Московской программой. А в 1959 г., как это водится, к празднику 7 ноября начала работу вторая ОСЦТ, и вновь в первом корпусе на Шаболовке. Но это была станция, работающая по ОСКМ (одновременной системе с квадратурной модуляцией). Это был вариант системы NTSC, переложенный на стандарт разложения с 625 строками. Для этих испытаний было изготовлено около 2000 цветных телевизоров на масочных кинескопах с круглым экраном, диаметром 53 см. Одна из марок этой опытной серии принадлежала заводу имени Козицкого, другая - московскому "Темпу". В продажу эти телевизоры не поступали. Они распределялись по специализированным организациям, которые могли вести профессиональный контроль над работой опытной системы цветного вещания. Эта станция проработала около трех лет. Именно на ней были проведены те сравнительные испытания систем цветного телевидения, в результате которых и был сделан выбор в пользу SECAM. Регулярное цветное вещание по системе SECAM началось из той же самой аппаратной в корпусе № 1 телецентра на Шаболовке весной 1967 г.

Выбор сделан, но как и почему было принято ныне особенно непопулярное секамовское решение?

В Одессе говорят: "что б я сразу был таким умным, как моя жена потом!". Если в то время и были какие-то аргументированные возражения, то мы их услышали, как сказали бы французы, уже на лестнице. В момент принятия решения полной ясности не было. С болью вспоминаю торопливость, с которой принималось решение. Было уже принято европейское решение о начале регулярного цветного вещания и надо было определиться со стандартом цветового кодирования. У нас были проведены сравнительные испытания систем SECAM и PAL. NTSC для Европы вообще не рассматривалось. Испытания не выявили разительных преимуществ той или другой системы. По этой причине инженеры не смогли достаточно аргументировано объяснить политикам ситуацию и те приняли свое решение. Тем более, что большой друг СССР генерал Де Голль специально приезжал в Москву, чтобы договориться о принятии нашей страной стандарта SECAM, а с Германией в те годы отношения были значительно хуже, чем с Францией.

Было еще довольно много причин именно для такого выбора. Сигналы этой системы лучше проходили по реальным линиям связи, в частности, по радиорелейному шлейфу Москва-Харьков-Москва, они лучше записывались на видеомагнитофоне "Кадр-1". Вспоминая те времена, хочу отметить прозорливость Павла Васильевича Шмакова. Он много колебался, но сказал тогда, что система SECAM ему напоминает лоскутное одеяло. Все недостатки системы, которые были выявлены во множестве, были закрыты отдельными решениями. В системе не оказалось фундаментальных принципов, которые обеспечили бы ей долговременные преимущества. Однако ясно это стало только сейчас. И самой большой бедой оказалась быстрая потеря французами интереса к своей системе, когда они поняли, что ей не удается завоевать мир. В последние 30 лет все идеи по совершенствованию SECAM родились в нашей стране, но так и не были приняты французами. В то же время систему PAL упорно дорабатывали все тридцать лет и, естественно, на современном уровне системы PAL и SECAM не сопоставимы.

Должен сказать, что в то время лично мне больше всего нравилась система цветного кодирования НИИР, названая по имени головного научно-исследовательского института Министерства связи, где она была разработана. В этой системы разумно сочетались преимущества систем PAL и SECAM. Но к моменту выбора система НИИР не имела аппаратных решений. Ее существование лишь сделало нас формально равноправными с французами: на алтарь переговоров Советский Союз мог вынести свое техническое решение. И французы всерьез опасались, что мы можем из патриотических соображений выбрать свою систему. Этому в немалой степени способствовала четкая позиция тогдашнего директора НИИР А.Д. Фортушенко. Он не упускал случая заявить, что по всем результатам сравнительных испытаний преимущество должно быть отдано отечественной системе, но не был поддержан. Еще раз подчеркну, что по тем временам вопрос о выборе системы цветного кодирования не был так уж ясен, как это представляется теперь.

Трансляции цветного телевидения начаты. Какая же аппаратура обеспечивала их?

Когда было решено начать регулярное цветное вещание, соответствующая аппаратная была закуплена у фирмы Thomson CSF. Однако, аппаратная оказалась неким "интернациональным букетом". Например, телекинопроектор был произведен немецкой фирмой Fernsehen, ПТС - английской фирмой Marconi. Видеомагнитофоны французы попытались купить у фирмы Ampex. Но американцы эту попытку довольно быстро обнаружили и пресекли. В итоге видеомагнитофоны для этой аппаратной были сделаны во ВНИИТР - это "Кадр-1Ц" (цветной вариант "Кадр-1"). В Останкино полтора года спустя были оборудованы три цветные аппаратные, причем одна из них - программный блок.

Насколько мне известно, оборудование цветных аппаратных в Останкино было полностью отечественным. Так ли это?

Да, оно было полностью разработано и изготовлено в Советском Союзе. Камеры, например, разрабатывал МНИТИ. Это была четырехтрубочная камера "Спектр 7" (КТ-103). В ее канале яркости использовался суперортикон, а в каналах цветности - видиконы. В основу телекинопроектора легла четырехтрубочная видиконная камера КТ-104. Камерные каналы и остальную аппаратуру изготовили в Ленинграде во ВНИИТ, а. ВНИИТР совместно с Новосибирским заводом точного машиностроения разработал видеомагнитофон "Кадр-3". Это был первый отечественный видеозаписывающий аппарат, специально разработанный для цветного вещания. Видеомагнитофоны "Кадр-3" многие годы исправно работали на советских телецентрах, но их первые образцы не были до конца отработаны и нам пришлось с ними повозиться. У меня к этой аппаратуре довольно ревнивое отношение, поскольку многое пришлось "прокрутить" лично. Но должен сказать, что самые большие трудности, почему-то, были связаны с цветными видеомониторами.

Автор: Леонид Чирков
Источник: сайт "625-net"

(Продолжение следует)
 

* * *

Справочная книга oldradio мастера

Из-за совместного действия паразитной емкости и индуктивности рассеивания коэффициент усиления схемы в области высших частот уменьшается, и в частотной характеристике усилителя в области высших частот появляется "завал". Усиление, которое обеспечивает усилитель, оказывается неравномерным, а это означает, что данный усилитель вносит в усиливаемый сигнал частотные искажения. Для оценки частотных искажений введен коэффициент частотных искажений, который представляет собой отношение коэффициента усиления для данной частоты к максимальному коэффициенту усиления, т.е. к коэффициенту усиления на средних частотах.

Обратные связи в усилителях низкой частоты:

В любой усилительной системе всегда возможно явление, при котором часть напряжения, действующего на выходе системы, будет передаваться на вход этой системы. Такое явление носит название обратной связи. Иногда это явление возникает в схеме самопроизвольно, напряжение с выхода схемы по каким-либо цепям проникает на вход и тогда говорят, что в данной схеме возникает паразитная обратная связь. Паразитная обратная связь всегда считается вредным явлением и ее устраняют, используя определенные способы.

Часто обратную связь специально вводят в схему, тогда часть выходного напряжения схемы (напряжение обратной связи) подается на вход усилителя. В зависимости от фазы напряжения обратной связи различают положительную и отрицательную обратную связь.

При положительной обратной связи фаза напряжения обратной связи совпадает с фазой напряжения, действующего на входе схемы. При этом оба напряжения суммируются, и к сетке лампы усилителя оказывается приложенным увеличенное по амплитуде напряжение. Коэффициент усиления схемы возрастает, но его качественные показатели ухудшаются (полоса пропускания становится уже, частотные и нелинейные искажения увеличиваются). Ввиду этого, в усилителях низкой частоты положительная обратная связь никогда не применяется.

При отрицательной обратной связи фаза напряжения обратной связи противоположна фазе входного напряжения. Напряжение обратной связи вычитается из входного напряжения и к сетке лампы прикладывается уменьшенное по амплитуде напряжение. Коэффициент усиления схемы, уменьшается, но ее качественные показатели улучшаются (уменьшаются все виды искажений, расширяется полоса пропускания). Благодаря своим положительным качествам отрицательная обратная связь (сокращенно ООС) получила широкое распространение в схемах усилителей низкой частоты.

Наш комментарий:

В современных усилителях типа Hi End отрицательная обратная связь считается также вредной и практически не используется. ООC широко использовалась в типовой ламповой радиоаппаратуре 50-70х годов.

По способу формирования напряжения обратной связи различают два вида схем:

1. Схемы с обратной связью по току. В этих схемах напряжение обратной связи получается путем пропускания через специальное сопротивление выходного тока схемы.

2. Схемы с обратной связью по напряжению. В этих схемах напряжение обратной связи получается путем деления выходного напряжения схемы при помощи специальных делительных цепей.

В практике могут использоваться как те, так и другие схемы.

Продолжение следует.

Использованы материалы из книг:

  1. Батраков А.Д, Кин С.Э. Элементарная радиотехника. Часть 2. Ламповые радиоприемники. М.-Л.: "Государственное энергетическое издательство", 1952. - С.7-68.
  2. Комаров Е.Ф. Учебное пособие радиотелемастера. Москва: "Издательство Досааф", 1970. - С.66-82.

 

Комментарии