Пластмассовые корпуса. Как бороться с желтухой?

Все кто сталкивался с устройствами в пластмассовых корпусах знают - со временем пластмасса желтеет, и эту желтизну убрать никак невозможно. Хуже того, если реставрируемый прибор хранился в услових очень далеких от оптимальных (перепады температур, влажности, прямое попадание солнечного света и т.п.), то корпус может пройти стадию желтения до стадии разрушения. Картина будет полной, если сюда еще добавить неизбежные механические повреждения в процесс экмплуатации - сколы, царапины, и химические загрязнения - надписи авторучкой или еще чем на корпусе, следы агрессивных сред (например попадание ацетоносодержащих веществ на корпус).

На практике трещины и поломаные елементы можно приклеить и даже востановить из похожей пластмассы, мелкие механические дефекты - полировка. Труднее всего химические повреждения и желтизна. Эмпирическим путем установлено, что существенная часть химии удаляется тщательным мытьем и механическим путем. Но вот желитзна... Ровную поверхность от нее избавить можно, но что делать со сложными поверхностями, где просто механически удалить и заполировать не получается? Опять же, механическое удаление штука весьма деликатная и лучше ею не злоупотреблять, иначе реставрация очень легко может превратиться в вандализм.

Я работаю с пластмассой так, сначала пластмассовые элементы корпуса вылеживаются в мыльной воде, при сильных химических загрязнениях - чистящие средства типа файри. После отмывки, в случае если корпус слишком желтый и с наличием мелких механических дефектов хорошо помогает зубная паста и обычная щетка. Желтизну конечно не уберт полностью, но корпус выглядит существенно свежее.

Вопрос, кто как работает с пластмассой? И еще один вопрос, я коненчо понимаю что покраска пластмассового корпуса - это уже ближе к вандализму, но всеже на сколько это приемлимо с точки зрения сохранения старины? скажем, если корпус никак иначе привести в чувство не получается?

Комментарии

Обсуждал эту же тему на других форумах - результаты не утешительны. Встречающиеся в сети способы отбеливания перигедролем или 12% раствором перекиси водорода, как выяснилось, результата не дает, во всяком случае на старой пластмассе. Мои эксперименты тоже ни к чему хорошему не привели, остановился на том, что в ряде случаев лучше ограничиваться отмывкой корпуса бытовыми чистящими средствами. 

Вариант с окраской корпуса, в некоторых, исключительных случаях, когда ничего другого уже не остается, как мне кажется, вполне хороший выход, если правильно подобрать краску. Вот пример востановления корпуса микрофона МД-200, покраска в данном случае выполнила роль косметики, закрывшей все трещины, швы и востановленные участки. Счиатю что в данном случае покраска была вполне уместной.

А вот что касается непосредственно желтухи, то в качестве эксперимента попробовал покрасить корпус индикатора Ц-215 Корпус до покраски не только имел механические повреждения (царапины, сколы, в одном месте пластмасса была разъедена видимо клеем), но и по всей видимости очень долго валялся на солнце, желтизна и разрушение были такой степени, что цвет индикатора был грязножелтым (цвет стеклотекстолита), а не белым. И все попытки как-то убрать желтизну ни к чему не привели, а механическое удаление механических повреждений привели еще и к тому, что на грязножелтом корпусе индикатра появились светлые пятна. В общем, решил покрасить, и покрасить решил в черный, потому что во-первых мне нужен был черный корпус (см.здесь), а во-вторых, осталась черная краска - ну не пропадать же добру :)

Вот что получилось:

Индикатор Ц-215Ц-215Ц-215 

Фото конечно не в состоянии точно передать, но вот для сравнения - рядом с таким же индикатором, корпус которого несравненно лучше сохранился (хотя и на нем уже видна желтуха, и довольно сильная), чем корпус индикатора, который был покрашен. 

Индикаторы Ц-215 

Говорят, что специалист сразу определит был корпус покрашен или нет, в данном случае я конечно не обращался к специалистам, но те, кому индикатор был показан удивлялись, когда я говорил что корпус окрашен.

И пару слов, в порядке обмена опытом. Во-первых, перед покраской корпус тщательно отмывается и обезжиривается. Во-вторых, красить начинаем с внутренней стороны - сразу далаем выводы о том, как ложится краска. Аэрозольную краску распылять лучше с растояния не менее 40 см, и не стараться закрасить сразу - возможно образование потеков, лучше покрасить в несколько слоев.