Халявный сыр бывает только в мышеловке (или заметки о том, что дешевой 300В не бывает)

Выходной триод 300В 

Стали нас донимать любители невыносимо качественного звука вопросами о том, где приобрести знаменитые триоды 300В. Послать их на завод "Рефлектор" в Саратове, вроде далеко, просто послать - неловко, все-таки свои ребята. Вот мы и посылаем их на радиорынки, что на Маршала Казакова в Питере и на Митинский рынок в Москве.

Робко спрашивают о цене. Отвечаем - 27-37. Чего? Долларов - отвечаем. Подавив комок замешательства, любитель не отстает и просит подтвердить, что это, наверное, за пару. А как с панельками быть? Теперь приходит наш черед подавлять комок ненависти к собственному раздражению и ласково так наставлять человека, будто сами вчера обедали с Биллом Гейтсом в гостинице Рэдиссон-Славянская. Мол, цена эта за штуку, без панельки и что штука это довольно кривая во всех смыслах, прямых и переносных. А за прямую нужно выложить вдвое больше. Чтобы поддержать разговор об уже не нужной ему "трехсотке", человек интересуется, отчего ж так дорого?

Хочется остеречь этих наивных молодых ребят. К примеру, наговорить кучу технологической чепухи о том, как трудно было В.А. Шадееву в "Совтеке" одному, без опытных соратников, разрабатывать вновь, по образцу, эту самую знаменитую лампу. Да как она потом внедрялась на заводе в Малой Вишере (под Петербургом, два часа на электричке), да как потом оказалась в Саратове и прочая и прочая... Все это окажется правдой и, одновременно, неубедительной ерундой. Аттила Балатон, молодой француз, взявший на себя труд написать историю ламповой техники и самих ламп, вышедших до WW2 (Вторая мировая война), побывал на последней площадке AT&T в Канзасе, перед самым закрытием производства, в 1988 г. Поведал об этом миру в A.W.A. Review, Vol.4,1989, а в ноябрьском номере JAES за 1989 г. появилась его статья в сильно кастрированном виде. Так выходит, что дураков редакторов у них тоже хватает, не только у нас им умный вид производить. Несмотря ни на что, статья замечательная, с полным перечнем ламп и их формальными параметрами, вышедших на ф. Western Electric вплоть до появления З00А в 1935. Через год с небольшим ее заменила 300В, вот тут-то все и началось...

Есть фотографии ее поэтапной сборки и достаточно подробное описание материалов, которые ушли на изготовление лампы.

Чувствуем, что и в этот раз мы не убедительны. Так вот, стоимость лампы обусловлена немалой трудоемкостью ее сборки и оправдана реальным спросом на нее на мировом рынке. А на этом самом рынке еще в 1988 г. за нее давали $ 180-200. Из-за того, что лампа дефицитная и главным образом за то, что звучит хорошо. Вывихнутому на звуке американцу отдать за лампу двести долларов, это как потерять и не заметить. Главное - получить предмет вожделения!
 Когда же, после закрытия производства 300В в Штатах, китайцы принялись ее делать, американцы встали в позу: во-первых, она хуже, а во-вторых, она рождена не под небом Америки, а значит должна быть дешевле. И наши трехсотки, слава Богу, тоже дешевле оригинальных, вестерновских. А то, что по нашим домашним понятиям дорого платить около сорока $, так на это можно ответить только одно: это не цена высокая, это денег мало. И говорим это без тени гнусной ухмылки. Отчего-то молодому человеку решительно подавай 300В. Потому как читал он в красивых околозвуковых журналах, что мол, на ней самый лучший звук выходит. Цена аппаратов с этой лампой его не смутила, он их и так не собирается покупать. Он решает самостоятельно сделать аппарат не хуже. Правда паяльник он видел только на картинке, но ради такой экономии средств, можно и этому делу обучиться. Если собрался делать, надо делать по-крупному. Сходу сваять усилитель на самолучшей лампе и делу конец. Это вот по нашему, по-бразильски! Довольно, однако, ехидства. Решили и мы, если не позабавиться, но судьбу испытать. Этакая русская рулетка без летального исхода, но с возможной потерей денег. Купили трехсотки у очень известного и уважаемого человека на нашем петербургском рынке. Где он их берет, под пыткой не выдаст, лазейки знает. Все 4(четыре) лампы были категорически не похожи друг на друга. Разным было все: размеры баллона, толщина стекла, количество боковых держателей верхней слюды, положение электродной системы внутри баллона. Чем они были похожи, так это кривой посадкой колбы на цоколь. Написано было на них "Made in Russia", кроме того на паре - красный такой птичка. Это знак Совтека.

(продолжение следует)

Использованы материалы с сайта: "Вестник А.Р.А."

Справочные данные на выходной триод 300В 

 

Комментарии

Нет, все кончилось не трагически. Мы их бережно довезли до дому, поколдовали с панельками от Г-811,они подходят 1:1, включили. Пока просто так, поглядеть, что из этого выйдет, без всякого звука. На 351-м вольте на аноде три лампы из четырех стали изображать северное сияние. Волшебная игра света! Дотянули до максимума - 450 вольт, пробоев не было. Но это радости от созерцания огней святого Эльма не убавило, появились другие краски; мы сообразили, что началась ионизация стекла. Наконец, одумались и прекратили куражиться. Решили делать усилитель. Чтобы рассчитать выходной транс, невредно знать внутреннее сопротивление лампы, однако, не тут-то было. У всех четырех разброс был почти в два раза. Пришлось сложить, а потом поделить. Вышло аккурат 820 Ом, стало быть транс считали на 3,5 кило.

По входу стояла рефлекторская же лампа 6922, она же 6Н23П-ЕВ, она же 6DJ8, она же ... и т.д. при включении визгу было... Будто мы вместе с Терешковой в космос полетели. Целую неделю считали себя первопроходцами и гордо поглядывали на бабок-пенсионерок. А что звук, спросите вы? Хороший, теплый звук, мутный и жирный.

Прошел год и пошел второй... Добрались мы и до "Светлановских" трехсоток, что делаются для Svetlana Electron Devices в богом забытой Малой Вишере, что на Новгородщине. Сразу отметили разницу. Из-за большей толщины стекла баллона, лампа оказалась изрядно тяжелее. Пружины, натягивающие нить накала, были консольными, более принятыми в американской школе разработки. У нас в большинстве случаев применяются спиральные пружины, что по теории более правильно, хотя и дороже. Штамп для изготовления анода, очевидно, сделан более тщательно, оттого и внешний вид анода более привлекателен. К тому же половинки анода совмещены безукоризненно. И нить накала и сетка утоплены глубоко в анод, очевидно для того, чтобы исключить краевые эффекты и быстрое старение катода на краях (если часть нити накала, близкая к точке закрепления, не прикрыта сеткой, преждевременное испарение оксида и самого вольфрама гарантировано). Может быть самое важное отличие - нить маловишерской трехсотки не круглая, а прямоугольная. Это несколько повышает эмиссию и увеличивает анодный ток при одинаковых смещениях на сетке. Хотя, тот же В.А. Шадеев имеет мнение, что как раз некруглое сечение может стать причиной уменьшения ресурса лампы (у WE- сечение нити накала прямоугольное, у Vaic Valve - лента!.

Нами куплено было 5 ламп (одна про запас). Все они показали разброс параметров не более 5%, очень хорошо для ламп! Внутреннее сопротивление их было в среднем 750-780 Ом. На звуке же приключилась драма, к чему мы были внутренне готовы: звучание более ясное, устойчивое в пространстве. Возможно от этого общее восприятие было на стороне маловишерских трехсоток. Кстати, положение электродной системы у них более твердое, без такого длительного звона после возбуждения щелчком, как у саратовских. Итог:

1. Заметки эти никакой экспертизой не являются, хотя бы в части оценки ламп от разных производителей. Это лишь частное мнение независимого журнала. Очень возможно, что наши благоприобретенные от "Рефлектора", вообще были отбракованы и проданы, как годные. Во всяком случае денег с нас взяли, как в Штатах, по розничной стоимости, заявленной в ж. Glass Audio одной известной дистрибьютерской фирмой (кто в Штаты саратовские лампы возит, это и дураку известно).

2. Уместно еще и еще раз сказать о необходимой практике иметь на заводе возможность собственной оценки звучания, дабы вовремя сделать выводы и провести изменения. Только, господа производители ламп, не ждите советов на уровне факультатива - этим следует заниматься гораздо серьезнее, чем вы полагаете.

3. Теперь о ценах. Наши производители даже ухом не ведут в сторону российского покупателя, мол его и нет вовсе. Когда же он появляется, то ему выставляется ценник, как в Штатах, порой и выше. Делается это, чуть ли не со злорадством, вот тебе! При таких условиях продажи, они будут вынуждены всегда испытывать задержки выплат из-за границы и быть под диктатом цен от крупного дистрибьютора.

Вот вопиющие примеры:

Заявленная цена на 6СЗЗС-В (Ульяновск) - $ 100 (это дома), а по ценнику Sovtek - $ 34,90 хотя и подорожала на $ 8, это за океаном), 6П14П-ЕР - $ 5,1 (Саратов), а тот же Sovtek в Штатах - $ 7,50. Когда соберетесь покупать с завода, вам начнут молоть чепуху про НДС, что в результате сделает лампу еще дороже. У нас что, снова свои собственные законы ценообразования, Бэрримор?

Настоящий звук на халяву, это как-то противоестественно, равно, как здоровенному лбу из 11-го класса требовать пенсионного обеспечения. Так что, придется много работать, чтобы в итоге, удовольствие знало истинную цену.
 А.Б. и А.Д.

Использованы материалы с сайта: "Вестник А.Р.А."