ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

В наши дни любой, кто хотя бы раз читал обзоры аудиоаппаратуры, обязательно натыкался на словосочетание “ламповый звук”. Не вдаваясь в технические подробности можно сказать, что ламповый характер звучания усилителя определяется спектральными особенностями тракта и механизмом взаимодействия гармоник сигнала.

Наиболее ярко ламповый характер звучания проявляется в однотактных усилителях. Недаром наиболее дорогие модели таких компаний как Audio Note, Manley и многих других выполнены именно по этой схеме.

Вниманию группы экспертов, в которую вошли два профессиональных звукорежиссера, два разработчика профессиональной аппаратуры и два представителя компаний-дистрибьюторов аудиотехники был предложен для предварительной оценки предсерийный экземпляр лампового однотактного усилителя.

С самого начала производители определили концепцию нового прибора:

  • усилитель должен иметь все технические признаки лампового звука, т.е. быть однотактным;
  • стоить в розницу не более 250 долларов, чтобы быть доступным для массового покупателя;
  • иметь внешний вид и эксплуатационные удобства в стиле wife proof;
  • работать с различными источниками сигнала, в том числе с компьютером по цифровому интерфейсу.

Наиболее значимые параметры испытываемого усилителя:

  • выходная мощность 1,3Вт RMS;
  • полоса частот 50Гц-30кГц;
  • уровень фона -75dB (частота 50 Hz);
  • уровень шума -71dB (не взвешенный);
  • максимальная мощность 2Вт RMS при КНИ 8%.

В предлагаемой вниманию читателя статье приведены результаты испытаний. Необходимо учитывать, что в серийные образцы могут быть внесены изменения.

Комментарии

1. Внешний вид.

Усилитель имеет вертикальную компоновку, напоминая уменьшенный в два раза системный блок компьютера. Габариты устройства 120х200х350 мм, при таких размерах он неплохо вписывается на рабочем столе, слева от монитора.

На передней панели раздельные тумблер включения питания, синий светодиодный индикатор включения, поканальные регуляторы громкости, трехпозиционный переключатель входов и разъем стерео mini jack одного из аналоговых входов.

На задней панели расположены стандартные аналоговые входные разъемы RCA, входной разъем для подключения по USB, коаксиальный разъем S/P DIF, разъем для подключения сетевого шнура и два винтовых разъема для подключения колонок.

Корпус выполнен из 10-мм фанеры, окрашенной в темно-синий цвет, по словам производителей, не исключено что в серии корпус будет из тонированного стекла. Сверху над двумя лампами проделаны отверстия диаметром 60мм, закрытые декоративной металлической сеткой.

В целом, даже в виде предсерийного образца усилитель производит благоприятное впечатление. Всех удивило наличие в столь недорогом аппарате встроенных цифровых входов, в том числе USB. С точки зрения гибкости использования аппарат не имеет равных в своей ценовой категории. Недостатком, на взгляд экспертов-продавцов является отсутствие на задней стенке предохранителя – для того чтобы его поменять, нужно отвинтить 8 винтов.

2. Внутри.

Конструктивно усилитель представляет собой этажерку из двухмиллиметрового алюминиевого листа. На первом этаже расположены три трансформатора – два выходных и один силовой, на втором четыре платы – собственно усилитель на лампах 6Ф5П, блок стабилизированного питания с ребристым радиатором, плата цифрового интерфейса на интегральной микросхеме производства Texas Instruments и плата с разводкой коммутации по входу.

Все соединения с регуляторами и переключателями выполнены экранированным проводом.

Внешний вид трансформаторов выдает их отечественное происхождение. Под силовым трансформатором установлена трехмиллиметровая резиновая прокладка. Компоненты на платах различные – как отечественного, так и импортного производства.

В целом, каких-то экстраординарных конструкторских решений эксперты не обнаружили.

Некоторое сомнение вызвало применение массовых комбинированных телевизионных ламп, но как показали дальнейшие испытания, для своей ценовой категории, да и для более дорогих устройств это решение оказалось вполне приемлемым.

3. Условия тестирования.

Для тестирования усилителя было решено использовать следующие фонограммы:

  • Вивальди “Двенадцать концертов”, в исполнении Феликса Айо и Марии Гаратти, в сопровождении камерного оркестра I Musici, носитель – лицензионный(Philips) винил; источник - проигрыватель и предварительный усилитель Корвет;
  • Deep Purple “In Rock”, носитель – CD, EMI, источник Sony CDP X505ES;
  • Bonny Tyler “Faster then the speed of night”, CD, Columbia Sony CDP X505ES;
  • Аквариум, “Снежный Лев”, носитель – CD, Триарий, источник Sony CDP X505ES.
  • Те же фонограммы, оцифрованные в МР3 с битрейтом 128, 256 и 384К.

Фонограммы выбирались так, чтобы прибор продемонстрировал свои возможности на разнообразных музыкальных стилях. При этом считалось важным, чтобы собственно фонограмма в своем жанре считалась одной из лучших.

Источники сигнала специально не подбирались и использовались из имеющихся в наличии.

Неожиданной проблемой стало отсутствие доступных чувствительных громкоговорителей. Массовые полочные громкоговорители имеют слишком низкую чувствительность, обусловленную применением компрессионных головок, что делает невозможным их раскачку от одноваттного усилителя. Неожиданным решением проблемы стало использование в качестве контрольных высококачественных профессиональных студийных мониторов KRK 6000. Эти среднеразмерные мониторы оказались вполне подходящими для прослушивания фонограмм в комнате площадью 15 кв.м, а высокое качество и совершенно нейтральный звук позволяют утверждать, что в процессе испытаний оценивался звук именно усилителя, а не пары усилитель-громкоговоритель. Однако производители признали, что проблема адекватных колонок существует и в настоящее время ведутся интенсивные работы по разработке громкоговорителей, специально предназначенных для этого усилителя. Рассматривается вопрос о включении в серийно поставляемый комплект вместе с усилителем и пары колонок.

Перед прослушиванием усилитель прогревался в течении 10 минут. Оценка производилась по 10-балльной шкале путем интегральной экспертной оценки звучания каждой фонограммы. За 10 баллов было принято звучание профессионального контрольного усилителя Omniphonics.

4. Прослушивание.

Прослушивание фонограмм происходило в том же порядке, как они перечислены в статье:

Вивальди. Изящное барокко, с несколько нарочитой итальянской легкостью в исполнении. Усилитель поразил абсолютно нейтральным звуком. Он не вмешивался в игру скрипки и не душил клавесин, как это часто бывает даже в существенно более дорогих устройствах. Детализация и локализация на очень хорошем уровне, правда на средних частотах несколько ощущалась привязка инструментов к колонкам. В целом, по 10-тибальной шкале – 9!

Deep Purple. А вот здесь начались проблемы. Единственной пристойно прозвучавшей композицией, из классической рок-программы была гениальная Child In Time. Причем нейтральность, так поразившая всех при прослушивании Вивальди, была только там, где звучал орган и голос Гиллана. Как только в дело вступала вся банда, звуковая картина превращалась в кашу. Перекоммутировав контрольный усилитель Omniphnics обратно в тракт мы убедились, что с Deep Purple как раз все в порядке. Единственным плюсом на этой фонограмме внезапно оказался бас, которого у Вивальди просто не было в записи – для одноваттного усилителя он оказался неожиданно сочным и вкусным, хотя колонки и не раскачивались до своей оптимальной громкости, на которой нормируется их АЧХ по звуковому давлению. Интегральная оценка – 6.

Bonny Tyler. Вот, вот оно! Женский, энергичный хриплый голос просто ворвался в небольшую комнату. Как сказал один из экспертов-звукорежиссеров, теперь во все прослушивания ламповой техники нужно включать только певиц, а экспертов заставить выбирать между Дженнифер Лопес и Бритни Спирс. Но кроме шуток – именно энергичный женский вокал, располагающийся в низких средних частотах, звучал наиболее прямо и бескомпромиссно. Сопровождающие инструменты, записанные по эстрадному пустовато, пропущенные через ламповый тракт зазвучали мягко и сочно, при этом детализация звуковой картины была, пожалуй даже лучше, чем при прослушивании Вивальди. Интегральная оценка – 10.

Аквариум. Известная фонограмма, записанная в Лондоне. Очень сбалансированный звук, прекрасные духовые инструменты. Очень хорошая детализация звуковой картины. Нигде, даже на вполне рок-н-ролльной Древнерусской Тоске, нет звуковой каши. Возможно, такое преимущество в звучании перед классическим хард-роком сложилось из-за большей доли акустических инструментов в группе и как следствие – более четкой картины при сведении в области низких средних и средних частот. Голос БГ звучит очень мягко, если закрыть глаза, то возникает стойкое ощущение, что до музыканта можно дотянуться рукой. Интегральная оценка – 9.

На всех перечисленных программах, нами был попробован режим работы с перегрузкой, благо плейер имел регулируемый выход. Вот здесь и проявилось одно существенной преимущество лампового усилителя – никакого резкого ограничения, ни какого среза – очень мягко, очень аккуратно усилитель сжимал мощностную полосу частот и при выходной мощности более 2Вт начинал звучать как старинная радиола, с подъемом на средних частотах, однако характер звучания фонограмм оставался схожим со звуком номинальной мощности. Ограничения же по входу не наблюдалось вплоть до входного уровня +4dB.

Испытания с прослушиванием файлов МР3 были устроены для оценки работы встроенного кодека USB. Результаты прослушивания оказались предсказуемыми.

Программы с битрейтом 128 слушать оказалось невозможно совсем – все дефекты кодирования и декодирования вылезали и били по нежным ушам экспертов. Причем, было замечено одно интересное свойство – если кодировать и слушать файл разными кодеками на одном компьютере, то звучание при воспроизведении родным и “чужим” кодеком было разным, и предсказать, когда оно улучшиться, а когда ухудшиться было невозможно. Битрейт 256 улучшил, а 384 и вовсе приблизил звучание к компакт-диску. Однако частотная перекомпрессированность МР3 существенно изменила характер звука – он был безжизненным, как будто не только инструменты, но и голос в некоторых произведениях был записан с использованием MIDI-библиотеки.

В целом, звучание МР3 с использованием лампового тракта можно оценить как 7-8, при этом нужно учесть, что прослушивать целесообразно только фонограммы с высоким битрейтом, так как в противном случае слишком хороший, живой тракт как честное зеркало покажет вам все безобразие сжатого цифрового звука.

5. Выводы.

Главный вывод, к которому пришла экспертная группа – техническое и маркетинговое решение, предложенное для испытания, оказалось вполне жизнеспособным.

Положительные качества:

- очень хорошая детализация звуковой картины при прослушивании классической музыки и современной рок-музыки с существенно долей акустики;

- очень хорошие показатели при воспроизведении вокала;

- мягкое ограничение.

Недостатки:

- проблемы с воспроизведением хард-рока, возможно из-за особенностей сведения таких фонограмм в 1970-х годах;

- слабый выбор адекватной акустики для паспортной мощности усилителя или, что то же самое, недостаточная мощность для массовых колонок.