Радиосвязь в военном деле.

(Статья приведена в сокращении)

Чтобы осознать колоссальное значение радио в современной войне, необходимо прежде всего представить себе значение средств связи в деле управления войсками. С возникновением массовых армий и ростом их технического оснащения, с увеличением протяженности фронтов и дальности средств поражения задача координации действий подразделений всех уровней вышла на первое место. И с этих позиций переоценить роль радио просто невозможно. Достаточно лишь привести несколько цифр. На заключительном этапе Сталинградской битвы в 1942-43 гг. со стороны СССР было задействовано около 9000 радиостанций разного типа, а в операции по освобождению Белоруссии от немецких захватчиков одновременно участвовало 27174 радиостанции.

Радио как военное средство связи нашло применение вскоре после его изобретения А. С. Поповым сначала в Военно-Морском флоте, затем в армии, а по мере возникновения новых родов войск - в каждом из них. Первым шагом в развитии военной радиосвязи безусловно нужно считать известную Гогландскую операцию по снятию со скал броненосца "Генерал-адмирал Апраксин" в 1900 году. Практические успехи радио, достигнутые в этой операции, и особенно случай с вызовом ледокола "Ермак" для спасения рыбаков, унесённых в море на оторвавшейся льдине, наконец, заинтересовали передовые военно-морские круги и привлекли общественное внимание. Попову это расширило возможности и позволило в 1901 году на кораблях Чёрного моря добиться дальности радиосвязи на 150 километров.

Маневренный характер последовавшей затем гражданской войны заставил постоянно прибегать к радиосвязи. Ввиду исключительной важности и специфичности технического обеспечения связи в эти годы стал создаваться новый род войск Красной армии - войска связи. Приказ Реввоенсовета о сформировании Управления связи в составе полевого штаба Красной армии для объединения всех армейских видов связи был издан 20 октября 1919 года. Эта дата стала днём рождения современных специальных войск связи в нашей стране. К концу 1920 года войска насчитывали один поезд связи, 13 отдельных батальонов связи, 79 телеграфно-телефонных рот, 13 отдельных рот связи, 3 радио-базы, 38 отдельных радиостанций, склады, мастерские и другое. Общая численность войск связи превышала 100 тыс. человек.

Личный состав этих войск - связисты, радисты, технические специалисты - имел уже достаточно высокий профессиональный уровень благодаря 4-х летнему боевому опыту, но таких специалистов явно не хватало. В Казани и Владимире были созданы радио-базы, готовившие радиоспециалистов для армии. Научно-преподавательские работники этих баз внесли большой вклад в развитие науки и техники радиосвязи и радиовещания в СССР. Так, специалисты Казанской радио-базы разработали много образцов радиоаппаратуры связи и радиовещания, а бывший командир радиодивизиона 1-й Конной армии А. Л. Минц стал главным разработчиком мощных и сверхмощных радиовещательных станций СССР - Сокольнической (20кВт, 1926г.), им. Коминтерна (500 кВт, 1933г.), первой в мире мощной коротковолновой РВ-96 (120 кВт, 1938г.) и других. Уместно вспомнить, что в 1918 году была организована Нижегородская радиолаборатория, сыгравшая исключительную роль в развитии радио в СССР, а научным её руководителем стал военспец Тверской приёмной радиостанции военного ведомства М. А. Бонч-Бруевич.

В период между гражданской и до начала Великой Отечественной войны на смену имевшейся на вооружении, преимущественно иностранной техники "Эриксон", "Тейслер", "Телефункен" в армию стали поступать отечественные средства связи. В 1923 г. А.Л. Минц разработал первую ламповую военно-полевую радиостанцию АЛМ с дальностью связи до 100 км. Вскоре последовали другие разработки, и в тридцатые годы в армии СССР, равно как и в армиях других государств, появились длинно -, средне - и коротковолновые радиостанции, позволявшие работать как телеграфом, так и микрофоном. Станции эти конструктивно, по весу и объему приспосабливались к особенностям тех родов войск, для обслуживания которых они создавались. К началу ВОВ на вооружении Красной Армии имелись радиостанции, не уступавшие по параметрам западным образцам, а порой и превосходившие их.

В 1926 г. началось освоение коротковолнового диапазона. Для армии были созданы коротковолновые радиостанции 6ПК, 5АК, 11АК, 71ТК и другие, но мобильность войск росла, и требовались надежные и экономичные полевые станции. Именно такая станция РБ (радиостанция батальонная) была создана в 1936 г. Она обладала широким диапазоном частот, работала на разные типы антенн и обеспечивала вдвое большую дальность связи, чем ее предшественница 6ПК. С 1938 г. начался серийный выпуск РБ, а уже в 1940 г. приступили к ее модернизации.

Несмотря на начавшуюся войну, один из эвакуированных в Сибирь заводов уже в 1942 г. начал выпускать модернизированную станцию РБМ. Выпускались две конструкции: РБМ-1 с выходной мощностью 1 Вт и РБМ-5 с мощностью 5 Вт. Станции были снабжены выносными устройствами, позволявшими вести переговоры с пунктов, удаленных до 3 км, благодаря чему РБМ стали применять в качестве личных радиостанций командиров дивизий, корпусов, армий. Станция обеспечивала связь до 30 км при работе на штырь, а при работе "отраженным лучом" - до 250 км в диапазоне 50-200 м.

С началом войны в связи с эвакуацией заводов выпуск РБ был временно прекращен, что резко ухудшило положение армий. Один из заводов НКО в 1942 г. начал выпуск примитивных радиостанций 13Р из деталей массового довоенного приемника 6Н-1. Станции монтировались в фанерных ящиках, оклеенных брезентом. Выпуск "суррогатных" станций 13Р продолжился и после возобновления выпуска РБ, затем и РБМ. Фронт требовал все большего и большего количества радиостанций.

Станции РБ и РБМ, созданные для пехоты и артиллерии, нашли широкое применение в других родах войск, а снятые с производства, они после окончания войны долгое время служили геологам, метеорологам и учебным организациям ДОСААФ.

Станция РБ, РБМ и 13Р удовлетворяли среднее армейское звено - батальон, полк. Для связи в дивизионной сети предназначалась коротковолновая радиостанция 5-АК, смонтированная в деревянном кузове автомашины ГАЗ-АА. Станция имела четырехламповый приемник прямого усиления и двухламповый маломощный передатчик. Из-за очень малой мощности передатчика работа велась, как правило, в телеграфном режиме, что давало несколько большую дальность связи. С 1942 г. на смену ей пришла радиостанция 12РП.

Для связи с вышестоящими штабами - корпус, армия - до войны предназначалась коротковолновая станция 11-АК, размещавшаяся в двух автомобилях, что было чрезвычайно громоздко и демаскирующе. В этих станциях также применялись приемники прямого усиления и двухамповые передатчики. С 1942 г. на смену 11-АК пришла РСБ-Ф - модернизированная в первые месяцы войны радиостанция самолета-бомбардировщика, размещенная в фургоне автомобиля. Дальность ее связи достигала 300-1500 км в зависимости от типа антенны и режима работы. В ней применялся чувствительный супергетеродинный приемник и стабильный передатчик.

Одной из самых труднорешаемых задач стала организация связи низового звена армии - взвод, танк, батарея и т.п. Имевшиеся станции РБ и РБМ не удовлетворяли по объему, весу и экономичности. Они транспортировались в двух упаковках и требовали для обслуживания двух человек. Но главным недостатком было даже не это. Низовых радиостанций требовалось на порядки больше, чем каких-либо других, и, работая на коротковолновом диапазоне в условиях крупных операций, они так забивали эфир, что диапазон становился практически непроходимым.

Радиостанция А-7

 

Выход был найден в освоении УКВ диапазона. В 1940 г. была создана ультракоротковолновая радиостанция А-4, испытания которой дали сверхожидаемые результаты. Работая амплитудно-модулированным сигналом при мощности передатчика 1 Вт, станция обеспечивала устойчивую связь на 8 км при чрезвычайно высокой для того времени стабильности частоты. На базе А-4 осенью 1941 г. была начата разработка первой УКВ радиостанции с частотной модуляцией, десятиламповой А-7. Станции А-7 стали поступать в войска осенью 1942 г., а в конце 1943 г. их выпуск достиг 1000-1200 комплектов в месяц. Непрерывно шла модернизация станции, и в начале 1944 г. появилась А-7-А, в которой было сокращено число ламп и на 30% снижено потребление энергии. В декабре 1944 г. появилась А-7-Б, имевшая больший радиус действия. В ней впервые в переносных станциях была применена антенна типа "бегущая волна".

В 1943 г. по ленд-лизу из США прибыла первая партия возимых радиостанций SK-610, тоже с частотной модуляцией и примерно тех же параметров. Выглядела она наряднее, имела телескопическую антенну и громкоговоритель, но у нее практически имелось только две частоты, в то время как А7 имела 120 фиксированных частот, потребляла в несколько раз меньше энергии и была легче.

В послевоенные годы был создан целый ряд портативных радиостанций, продолживших использование ультракоротких волн. Это станция Р-104, Р-105, Р-106, Р-105М, Р-108М, Р-126 и другие, некоторые из них уже отслужили "действительную воинскую службу", но продолжают трудиться в ДОСААФ, на спортивных состязаниях и в других мирных профессиях, другие продолжают использоваться в воинских подразделениях.

С началом войны и организацией партизанского движения срочно потребовалось большое количество малогабаритных и экономичных радиостанций, и в военное время выпускались портативные станции "Север", "Белка", "Север-бис" и другие. Выпуск радиостанции "Север", ставшей легендарной у партизан и разведчиков, начался в Ленинграде в июле 1941 г. на заводе им. Козицкого. С эвакуацией завода выпуск прекратился, но в декабре 1941 г., уже в блокадном городе, выпуск был возобновлен на остатках заводского оборудования и продолжался до конца войны. И здесь в дело пошли детали довоенного приемника 6Н-1.

Станция "Север" оказалась самой легкой из всех имевшихся в то время. Вес ее составлял от 6,5 до 10 кг, что зависело от применяемых батарей, сама же станция, выполненная всего на трех лампах, весила только 2 кг, столько же весило запасное имущество. Работала она в диапазоне коротких волн от 30 до 150 м, имела мощность 2 Вт и могла установить связь с магистральным приемником с направленной антенной до 700 км.

Любопытно, что поскольку станция предназначалась для работы в тылу врага, то для введения противника в заблуждение в случае попадания к нему советской радиостанции в нее специально ставились 1-2 конденсатора английского производства, а с отечественных деталей надписи сошлифовывались. Надписи на лицевой панели также делались на английском языке.

Использованы материалы с сайта http://radiomuseum.ur.ru

Комментарии

Судовая передающая станция А.С. Попова. 1899 г.Создание первых систем связи военного назначения шло исключительно по инициативе и при личном участии А. С. Попова. Уже с 1899 года почти кустарная Кронштадская мастерская стала изготавливать радиостанции для кораблей, но ввиду слишком малой её мощности выпуск радиоаппаратуры был налажен во Франции. Радиостанции, устанавливаемые на кораблях, вплоть до 1904 года шли под маркой "Попова - Дюкретэ". В 1904 году Россией были заключены контракты с фирмами "Телефункен" (Сименс и Гальске) и Маркони.

Также по личной инициативе А. С. Попова в 1900 году началось внедрение радиостанций в сухопутную армию. Со своим помощником он разыскал заброшенные конные повозки и приспособил их под радиостанции, ставшие первыми в мире походными радиостанциями. Их испытания на маневрах гвардейского Каспийского полка, квартировавшего в это время в Кронштадте, дали хорошие результаты. Связь на 3-10 км устанавливалась надёжно, но станции так и не получили распространения.

Только уроки первых поражений в войне с Японией заставили по-новому оценить роль радио, и Россия закупила заграничные радиостанции, размещавшиеся на 16 двуколках каждая, тогда как были образцы станций на 6 двуколках. К весне 1905 года было закуплено 16 искровых радиостанций фирмы Маркони с дальностью связи всего до 30 км.

Несмотря на то, что флот был оснащён радиостанциями на порядок лучше армии, недооценка его роли командованием дорого обошлась России в войне с Японией. При входе русской эскадры в Цусимский пролив параллельным курсом на расстоянии 3-5 миль, т.е. в досягаемости артиллерийского выстрела, в течение нескольких часов шёл то один, то другой японский корабль, непрерывно что-то радируя. На русском вспомогательном крейсере "Урал" имелся весьма мощный передатчик, способный перекрывать до 700 миль. Начни он работать, и донесения японцев были бы перебиты помехами. Но на запрос с "Урала" командующий эскадрой самонадеянно ответил: "Не мешайте японцам радировать". Стоит ли удивляться разгрому русской эскадры в этом сражении.

Русско-японская война показала всему миру огромную пользу радиотелеграфа как на суше, так и, особенно, на море. В мире стали организовываться крупные предприятия по разработке и выпуску радиопродукции. К 1910 году появились весьма совершенные радиостанции, поступившие на вооружение армий.

Полевая радиостанция А.С. Попова. 1900 г. Полевая радиостанция. 1913 г.

Полевая радиостанция. 1913 г.  Полевая радиостанция на двуколке образца 1904 г.

 В России своей радиопромышленности не было, главными поставщиками стали фирмы Маркони и "Телефункен", открывшие свои филиалы на территории России. Естественно, что с началом Первой мировой войны оснащение русской армии радиосредствами чрезвычайно осложнилось.

По штату военного времени русская армия имела по одной роте с 8 радиостанциями при каждом штабе армии и по одной радиостанции при каждой кавалерийской дивизии. Полевые радиостанции этого времени могли обеспечивать связь на 230-250 км. Личный состав этих рот был чрезвычайно слабо подготовлен, командование не имело опыта использования радио и плохо представляло его значение.

Парадоксально, но к началу войны западные армии, будучи богаче русской армии техникой, имели ещё меньше радиосредств. Так, в германской армии было всего 40 полевых радиостанций, а в английской - ещё меньше. Пользоваться радиосвязью тоже не умели и очень часто передавали важные сообщения открытым текстом, нешифрованно. Например, германский конный корпус фон Морвица в октябре 1914 года во время знаменитого "бега к морю" ежедневно, с немецкой педантичностью, нешифрованно сообщал по радио обо всех своих передвижениях. Не отставало и русское командование, буквально предупреждая противника о всех своих планах. Столь бездумное отношение к радиотелеграфу в немалой степени способствовало позиционности и вялотекучести Первой мировой войны.

Тем не менее, опыт боевых действий достаточно быстро заставил воюющие стороны оценить достоинства радиосвязи, армии стали настоятельно требовать новые и более совершенные радиоустройства, и промышленность не успевала удовлетворять эти запросы. Русская же армия до конца войны была вынуждена обходиться старой техникой.

К концу войны народился новый род войск - танки, связь с которыми в движении стала особенно важной для взаимодействия с пехотой и артиллерией. Стали появляться облегчённые станции для мелких передовых частей, для связи на ходу, на автомобилях и аэропланах. Эти станции были уже не искрового типа: всё более стали применяться радиолампы. Ламповые радиостанции не уступали по дальности, но имели значительно меньшие размеры и вес.

Маневренный характер последовавшей затем гражданской войны заставил постоянно прибегать к радиосвязи. Ввиду исключительной важности и специфичности технического обеспечения связи в эти годы стал создаваться новый род войск Красной армии - войска связи. Приказ Реввоенсовета о сформировании Управления связи в составе полевого штаба Красной армии для объединения всех армейских видов связи был издан 20 октября 1919 года. Эта дата стала днём рождения современных специальных войск связи в нашей стране. К концу 1920 года войска насчитывали один поезд связи, 13 отдельных батальонов связи, 79 телеграфно-телефонных рот, 13 отдельных рот связи, 3 радио-базы, 38 отдельных радиостанций, склады, мастерские и другое. Общая численность войск связи превышала 100 тыс. человек.

Личный состав этих войск - связисты, радисты, технические специалисты - имел уже достаточно высокий профессиональный уровень благодаря 4-х летнему боевому опыту, но таких специалистов явно не хватало. В Казани и Владимире были созданы радио-базы, готовившие радиоспециалистов для армии. Научно-преподавательские работники этих баз внесли большой вклад в развитие науки и техники радиосвязи и радиовещания в СССР. Так, специалисты Казанской радио-базы разработали много образцов радиоаппаратуры связи и радиовещания, а бывший командир радиодивизиона 1-й Конной армии А. Л. Минц стал главным разработчиком мощных и сверхмощных радиовещательных станций СССР - Сокольнической (20 кВт, 1926г.), им. Коминтерна (500 кВт, 1933г.), первой в мире мощной коротковолновой РВ-96 (120 кВт, 1938г.) и других. Уместно вспомнить, что в 1918 году была организована Нижегородская радиолаборатория, сыгравшая исключительную роль в развитии радио в СССР, а научным её руководителем стал военспец Тверской приёмной радиостанции военного ведомства М. А. Бонч-Бруевич.

 Принимающая станция крейсера "Аврора". 1917 г. Передающая станция крейсера "Аврора". 1917 г. 

 Радиопеленгатор. Авиационный приёмник УС-9 и передатчик Р-807Д 

 Радиостанция 10РT танковая. Партизанская радиостанция "Север" 

В период между гражданской и до начала Великой Отечественной войны на смену имевшейся на вооружении, преимущественно иностранной техники "Эриксон", "Тейслер", "Телефункен" в армию стали поступать отечественные средства связи. В 1923 г. А.Л. Минц разработал первую ламповую военно-полевую радиостанцию АЛМ с дальностью связи до 100 км. Вскоре последовали другие разработки, и в тридцатые годы в армии СССР, равно как и в армиях других государств, появились длинно -, средне - и коротковолновые радиостанции, позволявшие работать как телеграфом, так и микрофоном. Станции эти конструктивно, по весу и объему приспосабливались к особенностям тех родов войск, для обслуживания которых они создавались. К началу ВОВ на вооружении Красной Армии имелись радиостанции, не уступавшие по параметрам западным образцам, а порой и превосходившие их.

В 1926 г. началось освоение коротковолнового диапазона. Для армии были созданы коротковолновые радиостанции 6ПК, 5АК, 11АК, 71ТК и другие, но мобильность войск росла, и требовались надежные и экономичные полевые станции. Именно такая станция РБ (радиостанция батальонная) была создана в 1936 г. Она обладала широким диапазоном частот, работала на разные типы антенн и обеспечивала вдвое большую дальность связи, чем ее предшественница 6ПК. С 1938 г. начался серийный выпуск РБ, а уже в 1940 г. приступили к ее модернизации.

Несмотря на начавшуюся войну, один из эвакуированных в Сибирь заводов уже в 1942 г. начал выпускать модернизированную станцию РБМ. Выпускались две конструкции: РБМ-1 с выходной мощностью 1 Вт и РБМ-5 с мощностью 5 Вт. Станции были снабжены выносными устройствами, позволявшими вести переговоры с пунктов, удаленных до 3 км, благодаря чему РБМ стали применять в качестве личных радиостанций командиров дивизий, корпусов, армий. Станция обеспечивала связь до 30 км при работе на штырь, а при работе "отраженным лучом" - до 250 км в диапазоне 50-200 м. 

 

С началом войны в связи с эвакуацией заводов выпуск РБ был временно прекращен, что резко ухудшило положение армий. Один из заводов НКО в 1942 г. начал выпуск примитивных радиостанций 13Р из деталей массового довоенного приемника 6Н-1. Станции монтировались в фанерных ящиках, оклеенных брезентом. Выпуск "суррогатных" станций 13Р продолжился и после возобновления выпуска РБ, затем и РБМ. Фронт требовал все большего и большего количества радиостанций.

Станции РБ и РБМ, созданные для пехоты и артиллерии, нашли широкое применение в других родах войск, а снятые с производства, они после окончания войны долгое время служили геологам, метеорологам и учебным организациям ДОСААФ.

Станция РБ, РБМ и 13Р удовлетворяли среднее армейское звено - батальон, полк. Для связи в дивизионной сети предназначалась коротковолновая радиостанция 5-АК, смонтированная в деревянном кузове автомашины ГАЗ-АА. Станция имела четырехламповый приемник прямого усиления и двухламповый маломощный передатчик. Из-за очень малой мощности передатчика работа велась, как правило, в телеграфном режиме, что давало несколько большую дальность связи. С 1942 г. на смену ей пришла радиостанция 12РП.

Для связи с вышестоящими штабами - корпус, армия - до войны предназначалась коротковолновая станция 11-АК, размещавшаяся в двух автомобилях, что было чрезвычайно громоздко и демаскирующе. В этих станциях также применялись приемники прямого усиления и двухамповые передатчики. С 1942 г. на смену 11-АК пришла РСБ-Ф - модернизированная в первые месяцы войны радиостанция самолета-бомбардировщика, размещенная в фургоне автомобиля. Дальность ее связи достигала 300-1500 км в зависимости от типа антенны и режима работы. В ней применялся чувствительный супергетеродинный приемник и стабильный передатчик.

Одной из самых труднорешаемых задач стала организация связи низового звена армии - взвод, танк, батарея и т.п. Имевшиеся станции РБ и РБМ не удовлетворяли по объему, весу и экономичности. Они транспортировались в двух упаковках и требовали для обслуживания двух человек. Но главным недостатком было даже не это. Низовых радиостанций требовалось на порядки больше, чем каких-либо других, и, работая на коротковолновом диапазоне в условиях крупных операций, они так забивали эфир, что диапазон становился практически непроходимым.

Выход был найден в освоении УКВ диапазона. В 1940 г. была создана ультракоротковолновая радиостанция А-4, испытания которой дали сверхожидаемые результаты. Работая амплитудно-модулированным сигналом при мощности передатчика 1 Вт, станция обеспечивала устойчивую связь на 8 км при чрезвычайно высокой для того времени стабильности частоты. На базе А-4 осенью 1941 г. была начата разработка первой УКВ радиостанции с частотной модуляцией, десятиламповой А-7. Станции А-7 стали поступать в войска осенью 1942 г., а в конце 1943 г. их выпуск достиг 1000-1200 комплектов в месяц. Непрерывно шла модернизация станции, и в начале 1944 г. появилась А-7-А, в которой было сокращено число ламп и на 30% снижено потребление энергии. В декабре 1944 г. появилась А-7-Б, имевшая больший радиус действия. В ней впервые в переносных станциях была применена антенна типа "бегущая волна".

В 1943 г. по ленд-лизу из США прибыла первая партия возимых радиостанций SK-610, тоже с частотной модуляцией и примерно тех же параметров. Выглядела она наряднее, имела телескопическую антенну и громкоговоритель, но у нее практически имелось только две частоты, в то время как А7 имела 120 фиксированных частот, потребляла в несколько раз меньше энергии и была легче.

В послевоенные годы был создан целый ряд портативных радиостанций, продолживших использование ультракоротких волн. Это станция Р-104, Р-105, Р-106, Р-105М, Р-108М, Р-126 и другие, некоторые из них уже отслужили "действительную воинскую службу", но продолжают трудиться в ДОСААФ, на спортивных состязаниях и в других мирных профессиях, другие продолжают использоваться в воинских подразделениях.

С началом войны и организацией партизанского движения срочно потребовалось большое количество малогабаритных и экономичных радиостанций, и в военное время выпускались портативные станции "Север", "Белка", "Север-бис" и другие. Выпуск радиостанции "Север", ставшей легендарной у партизан и разведчиков, начался в Ленинграде в июле 1941 г. на заводе им. Козицкого. С эвакуацией завода выпуск прекратился, но в декабре 1941 г., уже в блокадном городе, выпуск был возобновлен на остатках заводского оборудования и продолжался до конца войны. И здесь в дело пошли детали довоенного приемника 6Н-1.

Станция "Север" оказалась самой легкой из всех имевшихся в то время. Вес ее составлял от 6,5 до 10 кг, что зависело от применяемых батарей, сама же станция, выполненная всего на трех лампах, весила только 2 кг, столько же весило запасное имущество. Работала она в диапазоне коротких волн от 30 до 150 м, имела мощность 2 Вт и могла установить связь с магистральным приемником с направленной антенной до 700 км.

Любопытно, что поскольку станция предназначалась для работы в тылу врага, то для введения противника в заблуждение в случае попадания к нему советской радиостанции в нее специально ставились 1-2 конденсатора английского производства, а с отечественных деталей надписи сошлифовывались. Надписи на лицевой панели также делались на английском языке.

Для танковых войск выпускались в войну станции 12РТ, 9Р, 10Р. Эвакуированный из Ленинграда в Сибирь завод им. Козицкого на новом месте быстро освоил выпуск танковых коротковолновых радиостанций. Станция обеспечивала двустороннюю связь между танками как на стоянке, так и в движении телефоном на расстоянии 20-25 км, работая диапазоне 50-80 м. Особенностью 10Р была возможность работы без подстройки частоты на двух фиксированных волнах - рабочей и запасной. А всего предусматривалась работа на 15 разных частотах, для чего к 10Р прилагалось 15 пар кварцев.

В процессе модернизации станцию существенно переработали, в результате чего она стала проще и дешевле при одновременном улучшении параметров. В ней появился плавный диапазон, число кварцев снизилось до 16, исчезли дефицитные лампы. Станцию назвали 10РК (Козицкого). Дальнейшая модернизация привела к созданию радиостанции 10РТ (танковой), ставшей самой массовой моделью в этом роде войск.