Рассылка "Вестник старого радио" Выпуск 91

Часы "Электроника", 1980 год

     Попало ко мне это чудо вот в таком виде: http://oldradio.su/main.php?g2_itemId=24814

Вероятно в корпус этих часов какой-то умелец, и видимо безуспешно, пытался воткнуть конструктор. Состояние корпуа в целом, после отмыки, в более-менее удовлетворительном состоянии, хотя конечно на оргстекле нужно убрать царапины и как-то запломбировать лишние отверстия в корпусе. Электронику пока не проверял, но думаю с востановлением проблем не возникнет. В общем решил я эти часики восстановить. Посему огромная проьсба к форучанам, если кто сталкивался с этим железом, помогите найти информацию:
 

  1. Cобственно по часам - схема, что там должно быть внутри, хорошо бы фото, если у кого сохранились, ну в общем любая информация сейчас важна, так как по этим часам у меня нет вообще никакой информации.
  2. Информация по конструктору, что на фото, что это за конструктор? Кем выпускался? Схему на 176 серии я знаю, собирал на них часы в детстве, так что с электроникой без проблем разберусь, но хотелось бы значть чтоже это все-таки за конструктор.

Пока рассматривается три варианта востановления:

  1. Найти (или собрать) идентичную начинку.
  2. Разобраться с конструктором который есть и впихнуть его.
  3. Собрать новую начинку.

Также выслушаю любые советы по данной теме, в частности какой все-таки варинат востановления лучше выбрать и нужен совет по тому как лучше "пломбировать" дырки в пластмассовом корпусе.

PS. Отписал на двух форумах - тишина, если кто что знает об этих часах и об это радиоконструкторе - напишите пожалуйста.

Подробнее...
 

Радиоприемник "Воронеж"

     Приемник "Воронеж" - батарейный пятиламповый супергетеродин, работающий в диапазоне длинных и средних волн. Выпускался Воронежским радиозаводом с 1954 года.

Подробнее...
 

* * *

"История радиотехники и радиовещания"

Первые годы Советской радиотехники
(избранные материалы)

Радиостанция незатухающих колебаний

30 июля 1919 года Совет Труда и Обороны принял специальное постановление, обязывающее НКПиТ чрезвычайно срочно построить в Москве радиостанцию для обеспечения надежной и постоянной связи центра республики с ее окраинами и западными государствами, оборудовать ее наиболее современными приборами и машинами.

Выполняя постановление, НКПиТ построил на Шаболовке дуговую радиостанцию незатухающих колебаний. Вначале здесь установили дуговой передатчик небольшой мощности (25 кВт), а его антенну подвесили на двух деревянных мачтах высотой по 150 м. Эта временная радиостанция переняла значительную часть нагрузки Ходынской искровой радиостанции.

Тем временем на заводах ВОНХ изготовлялся дуговой передатчик мощностью 100 кВт, а на Шаболовке воздвигалась металлическая свободно стоящая башня высотой 150 м по оригинальному проекту инженера В. Г. Шухова и под его наблюдением. Работа мощного передатчика с антенной, подвешенной к Шуховской башне, началась 19 марта 1922 года. Передачи Шаболовской радиостанции незатухающих колебаний, благодаря ее большой мощности и высокой антенне, были хорошо слышны не только в отдаленных уголках Советской страны, но и во всей Европе.

Шаболовская радиостанция с дуговым передатчиком проработала сравнительно недолго. В 1923 году ее заменили еще более совершенным ламповым передатчиком Центральной радиотелефонной станции в Москве на ул. Радио. В дальнейшем здание Шаболовской радиостанции последовательно занимали радиоиопытательная станция НКПиТ; с 1927 года - 40-киловаттная радиовещательная станция, построенная Нижегородской радиолабораторией. В последующие годы на Шаболовке работал Московский телевизионный центр. Антенны всех этих станций подвешивались или устанавливались на Шуховской башне, ставшей на многие годы эмблемой советского радио.

Центральная радиотелефонная станция

Выполняя задание В. И. Ленина - разработать радиотелефон, М.А. Бонч-Бруевич конструирует мощную генераторную лампу. В декабре 1919 года он находит смелое и оригинальное решение для преодоления главной трудности - отвода тепла с анода мощной лампы: делает лампу с наружным медным анодом, охлаждаемым проточной водой.

B начале февраля 1920 года Нижегородская радиолаборатория испытывала ряд затруднений в своей работе. В частности, как бывший офицер, был арестован А.Ф. Шорин. М.А. Бонч-Бруевич обратился с письмом к Владимиру Ильичу, прося его оказать содействие в ускорении разбора дела Шсгрина и одновременно рассказывал о работах радиолаборатории. Владимир Ильич 5 февраля 1920 года посылает телеграмму в ряд адресов, в том числе и в Нижний Новгород:

"Ввиду спешных и особо важных работ радиолаборатории немедленно освободите Шорина на поруки ее коллегии и комитета, не прекращая следствия по делу Шорина".

5 февраля 1920 года Владимир Ильич пишет известное всем радиоспециалистам письмо к М.А. Бонч-Бруевичу:

"Михаил Александрович!

Тов. Николаев передал мне Ваше письмо и рассказал суть дела. Я навел справки у Дзержинского и тотчас же отправил обе просимые Вами телеграммы.

Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам глубокую благодарность и сочувствие по поводу большой работы радиоизобретений, которую Вы делаете. Газета без бумаги и "без расстояний", которую Вы создаете, будет великим делом. Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобным работам.

С лучшими пожеланиями В. Ульянов (Ленин)".

В этом письме Владимир Ильич расширил границы задачи, стоявшей перед М.А. Бонч-Бруевичем: он разрабатывал радиотелефонный передатчик, видя в нем лишь одно из новых средств беспроволочной связи. Владимир Ильич указал, что такой передатчик позволит осуществить "газету без бумаги" и "без расстояний", назвал эту работу "великим делом", глубоко оценил те громадные перспективы, которые таило в себе сочетание радиотелефона с громкоговорителем. Недаром так много записок Владимира Ильича и его поручений в последующие годы связано с изготовлением рупоров для массового радиослушания, позволяющих "целой зале (или площади) слушать Москву", "способных передавать широким массам то, что сообщается по беспроволочному телефону".

На лампах с водяным охлаждением анодов в лаборатории был собран макет радиотелефонного передатчика и начаты пробные передачи речи. Сообщения о хорошей слышимости таких передач стали поступать в Нижний Новгород из разных пунктов страны, о чем А.М. Николаев докладывал Владимиру Ильичу. В результате Владимир Ильич поручил НКПиТ подготовить проект постановления Совета Труда и Обороны о срочном строительстве Центральной радиотелефонной станции. Оно было принято 17 марта 1920 года.

Первые пункты этого постановления гласили:

"1. Поручить Нижегородской радиолаборатории Наркомпочтеля изготовить в самом срочном порядке, не позднее двух с половиной месяцев, Центральную радиотелефонную станцию с радиусом действия 2000 верст.

2. Местом установки назначить Москву и к подготовительным работам приступить немедленно".

Через пять дней после принятия этого постановления, 22 марта 1920 года, Владимир Ильич сам побывал в приемном отделе Ходынской радиостанции и убедился в хорошей слышимости радиотелефонной передачи из Нижнего Новгорода.

Задача, поставленная Владимиром Ильичом Нижегородской радиолаборатории, - построить радиотелефонную станцию с радиусом действия в 2000 верст - в то время была очень трудной. Ни одна ив крупных европейских или американских радиофирм не могла в тот период решить подобную задачу, так как ни Запад, ни США не располагали мощными генераторными лампами с водяным охлаждением анодов. И советские радиоспециалисты, несмотря на жестокую экономическую разруху, несмотря на многочисленные трудности, успешно справились с поставленной задачей.

(продолжение следует)

Использованы материалы из книги:

В.И. Шамшур Первые годы Советской радиотехники. - М: "Знамя", 1969. - 48 с.

 

* * *

Справочная книга oldradio мастера.

     По принятой в брошюре терминологии - разность потенциалов между анодом и катодом или между второй сеткой и катодом называется соответственно "напряжением анода" или "напряжением второй сетки". Потенциал на управляющей сетке называется "постоянным напряжением первой сетки".

В таблицах данных приемно-усилительных ламп обычно приводятся величины входной, выходной и проходной междуэлектродных емкостей, имеющие важное значение для работы лампы в усилителе высокой и особенно сверхвысокой частоты.

Входная емкость Свх триода равна емкости Сск между сеткой и катодом, а входная емкость Свх пентода равна емкости Свх=Сс1к+Сс1с2 между управляющей (первой) сеткой и катодом, соединенным со второй сеткой.

Выходная емкость Свых триода равна емкости Сак между анодом и катодом, а выходная емкость пентода равна емкости анода по отношению к катоду, второй сетке и третьей сетке, соединенным вместе.

Проходной емкостью называется емкость между анодом и управляющей сеткой. Проходная емкость пентода измеряется при соединенных с катодом и заземленных второй и третьей сетках.

Чем меньше междуэлектродные емкости лампы и больше крутизна ее характеристики, тем большее усиление она обеспечивает на высоких частотах.

Поэтому для оценки свойств приемно-усилительных ламп на высоких и, особенно, на сверхвысоких частотах пользуются дополнительным параметром, называемым часто коэффициентом широкополосности и равным отношению крутизны к сумме входной и выходной емкости лампы:

?=S/(Pвх+Свых)

где S дано в мА/В; Свх и Свых в пФ.

Эффективность работы частотопреобразовательных ламп характеризуется специальным параметром, который называется крутизной преобразования Sпр.

Крутизна преобразования показывает, какую амплитуду тока промежуточной частоты в миллиамперах создает в лампе напряжение сигнала с амплитудой в 1 В.

Для автоматической регулировки усиления радиоприемных устройств используются лампы с удлиненной характеристикой. Они имеют анодно-сеточную характеристику (зависимость анодного тока от напряжения управляющей сетки при неизменном анодном напряжении) с малой крутизной и с пологой длинной нижней частью при большом отрицательном сеточном напряжении. При небольшом отрицательном напряжении управляющей сетки анодный ток лампы с удлиненной характеристикой резко возрастает.

(продолжение следует)

Использованы материалы из книги:

Б. Абрамов "Лампы для радиовещательных и телевизионных приемников (Справочные сведения). М.-Л. "Энергетическое издательство", 1955. - 88 c.

  

Комментарии