Рассылка "Вестник старого радио" Выпуск 59

С Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота!

Телевизор "КВН-49-4"

     Серийный выпуск с 1953 года. Выпускался разными заводами до 1962 года.

Канал изображения телевизора "КВН-49-4" собран по схеме прямого усиления, а канал звукового сопровождения - по супергетеродинной схеме с использованием в качестве промежуточной частоты разностной частоты в 6,5 МГц, возникающей в результате биений между несущими частотами сигналов изображения и звукового сопровождения.

В телевизоре используется 16 ламп, не считая кинескоп.

Размер изображения на экране кинескопа 18ЛК15 - 105х140 мм.

Подробнее...
 

* * *

"История радиотехники и радиовещания"

Юбилеи главного телецентра страны и регулярного цветного вещания

(часть 2)
 

Беседу ведет корреспондент Леонид Чирков.

Каков же был ТТЦ 1970 г., когда он с привычными недоделками полностью введен в эксплуатацию? Какие цели преследовало его создание?

Тогда считалось, что существует наш особый советский путь в телевидении. Этот путь предусматривал использование в большей части (70 ... 90%) программ собственного производства. Даже кинофильмы составляли ничтожную часть вещания. В этом смысле, можно считать, и была реализована идея С.В. Новаковского о фабрике программ. Если смотреть со стороны центрального подъезда, то левая часть корпуса, по сути, и стала фабрикой программ, где были оборудованы четыре большие студии: три из них по 600 кв. м., одна - 1000-метровая. Это были студии производства фильмов с аппаратурой многокамерной киносъемки. Предполагалось, что правая часть корпуса обеспечит оперативные потребности вещания и, в частности, новости и другую срочную информацию. Интересно, что основную задачу левой части комплекса проектировщики видели в создании телесериалов - вот как далеко удалось заглянуть! По проекту мощности производства перекрывали все возможности тогдашнего большого кинематографа. Они были рассчитаны на 200 часов игровых и 3000 часов неигровых телефильмов в год. Техника тех лет уже была готова к подобной работе, но фабрика программ не вписалась в экономику!

По ходу сдаточных испытаний я уговорил съемочную группу фильма "Записные книжки Чехова" пойти на рекорд. Тщательно подготовившись, мы сняли часовой фильм за три съемочных дня вместо нескольких месяцев. Собственно, мы вели съемки так и в таком темпе, как сейчас за рубежом снимают телесериалы. Увы, аккордные работы и их соответствующая оплата на телевидении тогда были вне закона. В итоге съемочной группе заплатили жалкие копейки. Естественно, последователей у такого "эксперимента" не оказалась, а я до сих пор прячу глаза при встрече с этими ребятами, наказанными за энтузиазм.

Начало регулярных передач из ТТЦ, как водится, сопровождалось шумной раздачей наград, грамот и премий. Когда улеглась пыль торжеств, в главных кавалерах орденов и других наград оказались далеко не те, кто действительно проектировал, строил, вел монтаж. Может ли страна, хотя бы сейчас, узнать имена подлинных героев этой великой стройки?

Мне очень трудно отвечать на такой вопрос. На стройке работало много замечательных людей. Большая часть из них, к сожалению, в лучшем из миров. Назвать десяток человек - это обидеть сотни, перечислить сотни - это погубить материал скучным перечислением. При этом должен заметить, что никакой "шумной раздачи наград" по поводу вступления в строй телецентра не было. Помню, то было время "личной скромности". Например, орден за стройку "нашел меня" только в 1975 г.

Однако, возвращаясь к уже поднятой теме о влиянии личностей, я хотел бы упомянуть лишь о нескольких, кто играл решающую роль в реализации самого проекта. Прежде всего назову Николая Николаевича Месяцева. Тогда он был председателем Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР - в течение всех шести лет, когда строился комплекс. Тратились огромные деньги, которых, как всегда, не хватало. Без постоянного участия министра, конечно же, эта работа вряд ли была бы успешной. Обязан назвать и заместителя председателя Комитета Леонида Семеновича Максакова, по профессии строителя. Он ведал всей "интендантской" частью советского телевидения и радио. На огромной стройке Л. Максаков был главной пружиной, невидимой, но непреклонной силой. Он не был сведущ в тонкостях телевизионной техники, но хорошо знал жизнь и людей. Я не помню ни одного случая, когда Леонид Семенович, разбирая споры специалистов, принял ошибочное решение. За шесть лет был построен и оснащен гигантский комплекс - самое большое в то время гражданское сооружение на континенте. И в том, что все было сделано быстро и хорошо - главная заслуга Максакова. Вместе с директором телецентра Д.Г. Квоком они составляли удивительно мощный тандем, сокрушавший все финансовые, организационные и строительные преграды.

Хочу сказать еще об одном человеке, игравшем решающую роль в этой стройке. Насколько знаю, о нем еще никто не говорил в такой связи. Я имею в виду Александра Николаевича Яковлева. Тогда он руководил отделом пропаганды ЦК КПСС. В те времена ни одно крупное дело не проходили мимо ЦК. Уверен, что именно его поддержка, его постоянное внимание защитили нас от попыток мелочной экономии и позволили сделать основной корпус ТТЦ просторным и хорошо оборудованным.

У нас было несколько попыток достичь мирового уровня в телевизионной технике. Именно те времена были, считаю, ознаменованы наиболее удачной попыткой. Телевизионная техника, которая была создана для Останкино, по крайней мере его первых очередей, была, безусловно, на мировом уровне. Мне хотелось бы назвать здесь сотни фамилий специалистов, внесших заметный вклад в это дело. Однако ограничусь одной. Это И.А. Росселевич, главный конструктор профессиональной телевизионной аппаратуры. Он многие годы был директором ВНИИ Телевидения и многое сделал для развития материально-технической базы телевизионного вещания страны. В те годы был сделан действительно очень мощный рывок, когда мы получили технику мирового уровня. Игорь Александрович сделал для этого очень многое. И мне жаль, что наша большая страна оказалась недостаточно богатой, чтобы удержаться на достигнутом тогда уровне.

ТТЦ принадлежит исключительная роль в развитии телевизионного вещания в России. Легла ли в основу проекта Центра концепция Центрального вещания или она была подогнана под уже имеющуюся базу Останкинского комплекса?

Сразу же скажу, что какой-то серьезной концепции Центрального вещания в то время не было. Вообще я не помню ни одного удачного программного прогноза. Никто, например, не предвидел вещания Центральных программ со сдвигом во времени. Что это нужно делать, стало ясно по ходу дела, когда программы шагнули за Урал и в марте 1971 г. появилась телепрограмма Iа ("Восток"). Жизнь, как правило, ломала все теоретические конструкции. Что-то похожее на правду присутствовало в научно-технических прогнозах, но они грешили технократией. Интересно отметить, что телевидение в России всегда развивалось быстрее, чем это видели и предсказывали чиновники и прогнозировали наши самые смелые ученые.

Первоначальный проект телецентра предусматривал шестипрограммное вещание. Для их подготовки были предназначены соответственно шесть аппаратно-программных блоков. Седьмой АПБ был техническим резервом. Первая программа Центрального телевидения - информационная, общественно-политическая, культурно-художественная. Вторая программа - информационно-публицистическая, художественная программ для Москвы, Московской области и близлежащих районов соседних областей. Третья программа - учебно-образовательная. Четвертая программа - художественная и культурно-просветительская (история повторяется!). Еще две программы - экспериментальная цветная и резервная. Что получилось в итоге, читатели журнала хорошо знают.

По тогдашним имперским принципам главными являлись программы Центрального телевидения, а республиканские и местные должны были удовлетворять специфические потребности местного населения. Первой в любой населенный пункт приходила программа ЦТ, а уже потом - республиканская. Приход телевидения всегда был праздником для населения. Но с появлением второй программы нередко возникали проблемы и даже серьезные конфликты. Характерный пример - национальные проблемы Нагорного Карабаха. Эмоции выплеснулись наружу десять лет назад, когда появилась возможность трансляции там второй программы. Горячий спор о том, какая это должна быть программа - Бакинская или Ереванская, перерос в вооруженный конфликт.

Как официально аккредитованный журналист, я провел беседы с представителями всех зарубежных вещательных организаций и компаний, работавших на Московской Олимпиаде. Многие из них недоуменно спрашивали меня: для чего построен Олимпийский телерадиокомплекс, если он нужен лишь на короткое время? Разве стране некуда девать деньги? Подобные высказывания задолго до открытия Олимпиады мы находили и на страницах многих зарубежных специальных журналов. Впрочем, ворчали и некоторые из наших специалистов. Четкий ответ скептики получили уже в октябре 1980 г., когда из Олимпийского корпуса было начато многопрограммное вещание со сдвигом во времени. И все же, в проекте Олимпийского телерадиокомплекса слишком заметны и пропагандистские черты, чтобы спросить: насколько было оправдано это "капитальное" строительство?

Скажу сразу, что новый комплекс был нужен нам и без Олимпиады. Олимпиада, попросту говоря, предложила счастливый способ выбить деньги под очень нужное дело, под новую очень большую стройку. Помню, что когда строился основной телецентр в Останкино, очень многие тоже говорили: кому нужна такая махина? Когда телецентр был построен, многие успокоились и решили, что лет, эдак, на 20 проблема с мощностями для Центрального телевидения решена. Но прошло лет пять и стало ясно, что требуется серьезная реконструкция программно-технической базы Центрального телевидения. Связана она была с необходимостью вести вещание на огромной территории в 11 часовых поясах!

Для обслуживания удаленных районов была создана система "Орбита". И сразу, как только программы Центрального телевидения пошли на Восток, стало ясно, что временные метки и ритмы жизни на Востоке и в центре совершенно расходятся. Никакие теоретики этого не заметили, а программные работники считали, что в "медвежьих углах" Союза любая передача из Москвы будет воспринята с восторгом и должным удовлетворением. Их откровенно удивил большой поток писем из восточных регионов с резкой критикой. В частности, говорилось, что "вы там, на Западе нас за людей не считаете". Вот тогда и пришло понимание того, что надо создавать, отдельные программы для разных часовых поясов. Однако десять программ для отдельных поясов были бы слишком дорогим "удовольствием". В итоге решили "разрезать" страну на пять "ломтиков", примерно по два - три часовых пояса в каждом. И для каждого из этих "ломтиков" надо было готовить, по сути, отдельную программу. Сейчас именно так создаются обе общероссийские телепрограммы ОРТ и РТР, а также и две общероссийские радиопрограммы.

Первая очередь Останкинского комплекса решила ту часть задачи, которая связана с подготовкой программных материалов и отдельных передач для Центрального вещания. Олимпийский комплекс позволил решить ее другую часть - формирование программ для конкретных зон вещания: пять вариантов первой программы, пять - второй! Для этого потребовались соответствующие программные блоки. Тот, кто знаком со структурой Олимпийского комплекса (сейчас именуют АСК-3) знает, что там нет крупных студий, но есть средства формирования программ, которые из "консервов" позволяют с помощью информационных и других склеек сделать конкретную программу для выдачи в эфир в определенной часовой зоне. Поэтому я и считаю, что Олимпиада стала удобным поводом получить средства на расширение функций ТТЦ в Останкино и дополнить Телевизионный технический центр средствами формирования эфирных программ для многозонального вещания. Дождитесь 20-летия ОТРК и расспросите Г.З. Юшкявичюса - будет интересно!

Автор: Леонид Чирков
Источник: сайт "625-net"

(Продолжение следует)
 

* * *

Справочная книга oldradio мастера

Качественные показатели усилителей низкой частоты

Для оценки качества любого усилителя низкой частоты существуют некоторые общие показатели, к которым относятся: выходная мощность, чувствительность, полоса пропускания частот, коэффициенты амплитудных и частотных искажений. Рассмотрим эти параметры и установим зависимость их от элементов схемы усилителя.

Выходная мощность. Под понятием выходной мощности имеется в виду та электрическая мощность, которая развивается при работе схемы усилителя на нагрузочном сопротивлении, т.е. на зажимах звуковой катушки громкоговорителя. Величину мощности можно определить из выражения

Pвых= Uн*Uн/Rн, Вт,

где Uн - напряжение на зажимах звуковой катушки;

Rн - сопротивление звуковой катушки, Ом.

Выходная мощность усилителя целиком определяется схемой выходного каскада (усилителя мощности), количеством и типом применяемых в нем ламп, а также зависит от режима работы этих ламп.

Понятие о выходной мощности усилителя низкой частоты неразрывно связано с понятием об амплитудных (нелинейных) искажениях. Источником нелинейных искажений может быть лампа выходного каскада (из-за нелинейности ее характеристики) и выходной трансформатор (из-за возможного насыщения его сердечника). Чем больше выходная мощность данного усилителя, тем больше величина нелинейных искажений, вносимых в усиливаемый сигнал. Величина нелинейных искажений характеризуется так называемым коэффициентом гармоник, который представляет собой отношение суммарной мощности всех гармонических составляющих, получившихся в результате возникновения нелинейных искажений, к мощности на основной частоте (первая гармоника).

Чувствительность. Под понятием чувствительности подразумевается способность усилителя нормально работать при подведении к его входу малых по уровню напряжений. Количественно чувствительность определяется тем минимальным напряжением, поданным на вход усилителя, при котором на его выходе развивается номинальная, т.е. расчетная мощность. Полезная выходная мощность получается на выходе оконечного каскада усилителя при подаче на его вход вполне определенного по величине входного напряжения. Следовательно, чувствительность усилителя низкой частоты зависит от коэффициента усиления каскадов, стоящих перед усилителем мощности (каскадов усилителя напряжения). Чувствительность усилителя низкой частоты приемников второго класса невысока она характеризуется величиной 0,2-0,5 В, а для приемников первого класса - 0,05-0,1 В. Для магнитофонных усилителей, работающих от микрофона или воспроизводящей магнитной головки, чувствительность достигает значения единиц и десятков милливольт.

Полоса пропускания частот. Ко входу усилителя низкой частоты подводится напряжение не одной частоты, а целый спектр частот. Этот спектр в зависимости от назначения усилителя может иметь большую или меньшую ширину. В силу некоторых причин усилитель низкой частоты неодинаково усиливает различные частотные составляющие спектра входного сигнала. Наиболее хорошо усиливаются средние частоты данного спектра. Более высокие и более низкие частоты усиливаются хуже.

Чтобы оценить с точки зрения пропускания частот качество данного усилителя, необходимо ввести понятие о полосе пропускания, которое аналогично понятию полосы пропускания, данному ранее для колебательного контура. Полосой пропускания усилителя низкой частоты называется та область частот напряжения входного сигнала, для которой коэффициент усиления по величине не меньше 0,7 от максимального значения коэффициента усиления. Полоса пропускания усилителя ограничивается снизу частотой Fн, а сверху - частотой Fв. Эти частоты получили название граничных частот полосы пропускания.

Ослабление усиления в области самых низких и самых высоких частот объясняется тем, что в схеме усилителя наряду с активными сопротивлениями имеются и реактивные сопротивления, величина которых зависит от частоты протекающего через них тока. Так, на пропускание сигналов низших частот влияют конденсаторы, стоящие в цепях катодов и экранирующих сеток ламп, а также переходные конденсаторы. Кроме того, сильно влияет на пропускание низших частот индуктивность первичной обмотки выходного трансформатора. На пропускание высших частот оказывают влияние паразитные емкости схемы и так называемая индуктивность рассеяния выходного трансформатора. Для того чтобы ослабить влияние первичной обмотки трансформатора, необходимо ее индуктивное сопротивление сделать достаточно большие на самых низких частотах усиливаемого спектра. С этой целью для первичной обмотки выбирают большое число витков при достаточно большом сечении сердечника.

Паразитная емкость каскада имеет сравнительно малую величину (практически 15-30 Пф при среднем качестве монтажа) и поэтому ее влияние проявляется только на самых высших усиливаемых частотах. На низших и средних частотах сопротивлением, которое оказывает паразитная емкость переменным токам, можно пренебречь. Наличие паразитной индуктивности рассеяния выходного трансформатора можно объяснить тем, что при протекании переменных токов через первичную обмотку вокруг нее создается переменное магнитное поле, которое частично "замыкается" в сердечнике, а частично "рассеивается" в окружающем пространстве. Явление рассеивания проявляется тем больше, чем выше частота усиливаемого сигнала. Оно приводит также к уменьшению коэффициента усиления каскада в области высших частот.

Продолжение следует.

Использованы материалы из книг:

  1. Батраков А.Д, Кин С.Э. Элементарная радиотехника. Часть 2. Ламповые радиоприемники. М.-Л.: "Государственное энергетическое издательство", 1952. - С.7-68.
  2. Комаров Е.Ф. Учебное пособие радиотелемастера. Москва: "Издательство Досааф", 1970. - С.66-82.

 

Комментарии