С Новым Годом!

С Новым Годом!

Телевизор "Ленинград Т-1"

     Телевизор "Леинград Т-1" выпускался Ленинградским заводом им. Козицкого с 1947 года. Первые несколько сотен телевизоров "Ленинград Т-1" были выпущены в конце 1946 года, а закончился выпуск в конце 1948 года. Телевизоры были рассчитаны на приём изображения с чёткостью в 441 строку, но с возможностью переделки на стандарт в 625 строк, что в 1947 году и было сделано.

Подробнее...
 

* * *

625/50 - мировой системе телевизионного разложения 50 лет

(Часть 3)
Великий стандарт

Каким он был

Первый телецентр, работавший по стандарту 625/50, был, по современным меркам, неказист. Всего пять камерных каналов! Еще три камеры использовались в киноаппаратных. Управление всем этим "камерным" хозяйством осуществлялось с одного пульта видеорежиссера, который мог вывести в эфир изображение, поступающее с любой из восьми камер. Однако сравнивать возможности первого телецентра 625/50 следует с теми, которые обеспечивал довоенный Московский телецентр. Этот телецентр стартовал с одним камерным каналом. Правда, позже энтузиасты и изобретатели МТЦ присоединили второй канал.

В первых передающих камерах МТЦ 625/50 применялись отечественные иконоскопы ЛИ-1, усовершенствованные З.Г. Петренко. В процессе модернизации удалось повысить число элементов мозаики иконоскопа до величины, предусмотренной новым стандартом. Однако по светочувствительности этот иконоскоп сохранил недостатки предшественников. Во время съемок номинальная освещенность объектов должна была поддерживаться на уровне 5000 - 6000 люкс. В кинопроекционной аппаратной, по этой причине, приходилось использовать дуговые источники света, в студии мощные - прожекторы. Температура воздуха в студиях часто значительно превышала 30 градусов, что изматывало дикторов и артистов, одежда и реквизит быстро выгорали. Возник, в частности, и такой конфликт: считать или нет черные костюмы дикторов, выгоравшие менее чем за месяц, рабочими одеждами? Трудно было обеспечить и требуемую надежность работы. А ведь все передачи тогда шли в прямом эфире, средств видеоконсервации не было, а киносъемки играли вспомогательную роль.

Светочувствительная поверхность мозаики иконоскопа составляла 100х75 мм. Соответственно большим был объектив камеры. В итоге, телевизионная студийная камера КТ-1 была огромным и довольно массивным сооружением. В ней применялся оптический видоискатель. В кинопроекционной аппаратной использовалась модифицированная камера КТ-2, которая устанавливалась на рельсах.

Передачу сигналов в эфир осуществляла радиопередающая станция, размещенная рядом с Шуховской башней. Передающая антенна и передатчики этой станции были разработаны Конструкторским бюро мощного радиостроения (Ленинград). Руководил работой А.И. Лебедев-Карманов. Звуковой тракт передатчика разработан в ИРПА, руководитель Н.С. Куприянов. Мощность излучаемого сигнала 16 кВт, частота радионесущей 49,75 МГц (сигналы изображения). Модуляция негативная с частичным подавлением одной боковой полосы. Выходной каскад усилителя мощности передатчика выполнен на триодах с общей сеткой и сеточной модуляцией.

После многомесячных испытаний 16 июня 1949 г. Московский телевизионный центр был официально принят в эксплуатацию.

С первых шагов электронное телевидение стремилось "выйти на улицу". Успешная реализация стандарта 625/50 ускорила и работы по созданию первой ПТС. Эта работа велась сотрудниками МТЦ под руководством С.В. Новаковского. Передвижная станция была смонтирована в салоне автобуса фирмы "Шкода". В качестве ТВ камер использовались передающие камеры, изготовленные RCA, но переделанные под стандарт 625/50. В ход пошло и другое разрозненное импортное оборудование, однако многое было сделано разработчиками на базе отечественной аппаратуры. Датчиками "свет-сигнал" были суперортиконы производства RCA, обладающие преимуществами в сравнении с иконоскопами по светочувствительности и другим параметрам. Примерно в это же время появились первые отечественные образцы суперортиконов, которые были разработаны во ВНИИТ Б.В. Круссером. Эти суперортиконы прошли испытания в условиях производства именно на ПТС МТЦ.

Первая официальная внестудийная передача состоялась 2 мая 1949 г. Шла трансляция футбольного матча между командами ЦСКА и Динамо со стадиона Динамо. Трансляция прошла с большим успехом. Для передачи телевизионных сигналов со стадиона на МТЦ потребовалась коротковолновая линия связи. Она была разработана группой сотрудников МТЦ, ведущими специалистами которой были А.М. Варбанский, В.С. Красулин, Л.С. Лейтес и другие. Было рассмотрено несколько вариантов создания линии связи соответственно в метровом и дециметровом диапазонах. Однако передающие и приемные устройства линии связи оказывались слишком громоздкими для применения в передвижных станциях телевидения. В конечном итоге была выбрана частота несущей 10 ГГц (длина волны 3 см). В качестве генератора радионесущей использовался клистрон американского производства. Мощность излучения 20 мВт, радиус действия 20 - 25 км. Связь осуществлялась только в пределах прямой видимости. Антенной служило параболическое зеркало диаметром 1,5 м. Первое время радиолиния была размещена на стадионе Динамо, но позже она была установлена непосредственно в ПТС МТЦ. Надо сказать, что это была первая в Европе микроволновая линия связи. И первая, специально предназначенная для мобильных систем.

Первые телевизоры "Москвич" и "Ленинград" не стали массовыми приемниками, хотя в стартовые годы эксплуатации системы вещания 625/50 выпускались приличными тиражами. По настоящему народным телевизором, серийное производство которого продолжалось около 20 лет, а эксплуатация - много дольше, стал КВН. Он был создан в 1949 г. В.К. Кенигсоном, Н.М. Варшавским и И.А. Николаевским. Первые буквы фамилий авторов составили аббревиатуру КВН - марки знаменитого телевизора, впоследствии известной телепрограммы и вошли во многие анекдоты - подлинная цена популярности!

КВН был трехканальным телевизионным приемником. В нем применялась схема прямого усиления с 16 лампами. Он был чрезвычайно прост в обращении и этим превосходил любой из когда-либо и где-либо выпускаемых приемников. Его надежность также была высока. До сих пор существуют вполне работоспособные КВН, не знавшие ремонта и профилактики.

Недостатком первых телевизоров, включая и КВН, был малый экран. В этих приемниках использовался кинескоп 18ЛК1Б с круглым экраном диаметром 18 см. Расстояние оптимального просмотра изображения было менее метра. Поэтому число зрителей, одновременно смотревших передачу, не превышало 2 - 3 человека. Однако яркость свечения экрана была достаточно высокой, что позволило для увеличения зрительских мест предложить специальную линзу-приставку. Это, фактически, - аквариум, одна стенка которого имела сферическую форму. Линза заполнялась дистиллированной водой, покупаемой в аптеках. Так и запомнился многим КВН: телевизор с аквариумом перед ним и бабушкиной салфеткой сверху - символ "благополучия" советских людей. А перед телевизором в несколько рядов - члены и друзья семьи, соседи и соседи соседей. Именно так, смотрели наши телезрители первые трансляции системы телевизионного вещания 625/50, еще не зная, что сопричастны важному событию в истории мирового телевидения.

Между прошлым и будущим

Первой страной, которая приняла в 1950 г. вслед за СССР стандарт 625/50 стала ГДР. Здесь при технической помощи СССР 4 июня 1952 г. были начаты регулярные передачи в Берлине. В том же году к стандарту присоединилась Федеративная республика Германии. Этим был начат процесс признания нового стандарта странами Европы, а затем других регионов мира. К концу 1952 г. к стандарту присоединились Нидерланды, Швеция, Италия, Испания.

Показательна история французского телевидения, в котором гонки за очень четкой мечтой обернулись большими финансовыми потерями. В 1948 г. Франция определяла перспективный национальный стандарт, который должен был сменить стандарт разложения на 441 строку. Пионер французского телевидения Р. Бартелеми настаивает на суперчетком стандарте 1000 строк, но торжествует более сдержанная позиция его ученика и коллеги А. де'Франса - будущего разработчика системы цветного телевидения SECAM. Он предложил ограничиться 819 строками разложения при полосе сигнала 10,5 МГц. В 1950 г. в Париже и Лиле начинаются регулярные трансляции по этой системе. Только в 1965 г. французы, гордившиеся самым совершенным в мире телевидением, сдались и приняли как национальный стандарт систему 625/50. Но еще 20 лет им пришлось поддерживать умирающую систему, чтобы выработать теоретический срок амортизации парка телевизоров стандарта 819 строк.

Похожие проблемы возникли и в Великобритании, которая, следуя традициям, оттягивала кончину системы вещания с разложением на 405 строк. После вынужденного присоединения к уже общеевропейскому стандарту пришлось затягивать агонию системы 405 до выработки ресурсов парка телевизоров этого стандарта.

Проблемами СССР в эти годы стало освоение телевидением огромной территории. На первых этапах решающую роль играл энтузиазм любителей. В разных городах стихийно возникают любительские студии. Так в 1950 г. Рязанский радиоклуб организует систематический прием сигналов МТЦ, удаленного на 170 км. В 1951 г. 23 февраля в Харькове был открыт первый в стране радиолюбительский телецентр стандарта 625/50. Его построили активисты Харьковского радиоклуба при поддержке Ленинградского физико-технического института и, в частности, Я.А. Рыфтина. Регулярно принимали передачи из Москвы радиолюбители Владимира, Ярославля и других городов. В 1952 г. самодеятельная телевизионная студия Томского политехнического института открыла первые передачи телевидения по стандарту 625/50 в Сибири.

К 1952 г. только в Москве и области парк телевизоров превысил 60 тысяч штук. Примерно столько же работало на остальной территории СССР. Было налажено серийное производство камер КТ-5 на супериконоскопе ЛИ-3, который позже был заменен на отечественный суперортикон. В камере впервые применен электронный видоискатель на кинескопе 18ЛК1Б, а также турель со сменными объективами. На базе ТВ камер КТ-5 во ВНИИТ создана трехкамерная ПТС-52. В ней была применена микроволновая линия связи на отечественном клистроне К-19. Частота несущей 2,5 ГГц. ПТС и радиолиния были рекомендованы в серийное производство. С помощью серийной ПТС-52 в 1956 г. состоялась передача с Красной площади. В 1952 г. успешно прошло испытание первой отечественной радиорелейной линии связи, работавшей в диапазоне 3,5 - 4,0 ГГц. В этой РРЛ были использованы отечественные усилители на лампах бегущей волны. Первая РРЛ работала на линии "Москва - Голицино", позже она была продолжена до Смоленска. Так начиналась прокладка первой телевизионной "тропы" в Европу.

К 1955 г. в стране уже действовало 9 программных телецентров и 2 ретранслятора малой мощности. Государственные радиотелецентры работали в Омске, Риге, Свердловске, Таллинне, Томске, Харькове. Телевидением было охвачено свыше 20 млн. человек. Ежегодный выпуск телевизоров достиг почти 500 тысяч штук, а парк - почти миллиона телевизоров. В серийное производство вышли новые модели телевизоров "Авангард" и "Темп-2", диагональ экрана возросла до 31 и 40 см соответственно. Принят новый государственный стандарт на параметры системы телевизионного вещания ГОСТ7845-55. С этого года началось широкомасштабное строительство телецентров в столицах союзных республик и крупных промышленных центрах. Параллельно начато создание систем связи между телецентрами страны. Этим были заложены основы будущей глобальной системы Центрального вещания - пропагандистской гордости советского руководства.

Например, в директивах ХХ съезда КПСС (14 - 25 февраля 1956 г.) прямо указывалось на необходимость ":создать специальные каналы связи для обмена программами между телевизионными центрами Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик и крупных городов страны". Там же подчеркивается, что общее число телецентров в стране должно возрасти до 75 или более, а введенных в действие РРЛ - до 10000 км. Эти же директивы предусматривали внедрение цветного телевидения. Начинался новый, самый масштабный этап телефикации огромной страны.

Резюме

Мне приходилось слышать, что, приняв систему телевидения 625/50, наша страна развязала войну стандартов, до сих пор негативно влияющую на судьбы мирового телевидения. Аргумент прост: мы вместо естественного присоединения к уже состоявшемуся стандарту 525/60, исходя из чисто националистических амбиций, приняли альтернативный стандарт 625/50, а Европа потянулась за ядерной сверхдержавой во избежание неприятностей. Столь крайние заявления легко опровергнуть, но именно на них опираются более тонкие суждения об унитарном мировом телевидении. В действительности, стандарты 525/60 и 625/50 появились в многочисленном окружении иных стандартов, которые лишь со временем покинули мир телевидения. Поэтому, так называемая, анархия стандартов была уже состоявшимся явлением.

Лишь в 1948 г. Федеральная комиссия по связи США прекратила выдачу лицензий на новые стандарты. В это время в стране действовало более 100 компаний, усердно мешавших друг другу. В Европе к идее введения единого стандарта разложения пришли позже, поэтому инициатива нашей страны не могла вызвать анархию многостандартности, к этому времени расцветшую и на европейском континенте. Именно выдающиеся параметры системы 625/50 прекратили явочно самостийность европейских стран в определении самостоятельных национальных стандартов, а отступники наказаны "рублем". Замечу также, что частота полей 60 Гц неприемлема для Европы, где мог укорениться только стандарт с частотой полей 50 Гц. Поэтому два мировых стандарта разложения стали необходимой данностью. А связанный с этим негатив был преодолен на уровне единой иерархии стандартов цифрового кодирования.

Вглядываясь в последние пол века истории телевидения, нельзя не удивляться свершенному тогда. Это тем более важно сделать, что оба мировых стандарта разложения в преддверии полного перехода к цифровым технологиям сходят со сцены. Для США этот вопрос решен конкретно: в конце 2005 года аналоговое телевизионное вещание и соответствующий стандарт разложения прекратят существование в этой стране. Для Европы и России, в частности, столь определенные сроки ухода со сцены аналогового телевидения не декларированы и, весьма вероятно, будут отодвинуты. Но сам переход к цифровым технологиям неизбежен. Собственно, этот процесс уже идет, в том числе и в России.

Мировые аналоговые стандарты телевизионного разложения исправно служили человечеству многие десятилетия. Они были базой для многих свершений на Земле и в космосе. Это заслуженные ветераны.

Журнал "625" гордо носит название мирового стандарта системы телевизионного разложения. И пусть только десятую часть исторического пути, но он прошел вместе со стандартом, юбилей которого приветствует и присоединяется к которому как младший член клуба носителей 625/50. Верность этому клубу журнал сохранит и впредь.

Леонид Чирков

(продолжение следует)
 

* * *

"История радиотехники и радиовещания"

Из истории создания телевидения

МТЦ и ОЛТЦ - первые электронные телецентры в России
 

Современное электронное телевидение зародилось в Санкт-Петербурге в проекте преподавателя Технологического института Бориса Львовича Розинга. В 1907 г. он оформил патентные заявки в России, Германии и Англии на изобретение телевизионного устройства с электронно-лучевой трубкой (прототипом кинескопа), а 9 мая 1911 г. (22 мая по старому стилю) продемонстрировал изображение на экране кинескопа.

"... профессор Розинг, - писал впоследствии В. К. Зворыкин (он ассистировал Розингу, а в 1918 г. эмигрировал в США, став знаменитым ученым в области телевидения и медицинской электроники), - открыл принципиально новый подход к телевидению, с помощью которого он надеялся преодолеть ограничения систем механической развертки...".

Действительно, в 1928-1930 гг. в США и ряде европейских стран началось ТВ вещание c помощью не электронных, а механических систем, позволяющих передавать лишь элементарные изображения с низкой четкостью (30-48 строк). Регулярные передачи из Москвы по стандарту 30 строк, 12,5 кадра велись на средних волнах с 1 октября 1931 г. Аппаратура разрабатывалась во Всесоюзном электротехническом институте П. В. Шмаковым и В. И. Архангельским.

В начале 30-х годов на зарубежных выставках, а затем и в магазинах стали появляться телевизоры на кинескопах. Однако четкость изображения оставалась низкой, так как на передающей стороне по-прежнему использовались механические развертывающие устройства.

В повестке дня важная задача - создание системы, аккумулирующей световую энергию от передаваемого изображения. Первым практически решил эту задачу В.К.Зворыкин, работавший в Американской радиокорпорации (RCA). Ему удалось создать, кроме кинескопа, передающую ТВ трубку с накоплением зарядов, которую он назвал иконоскопом (по-гречески "наблюдать изображение"). Доклад о разработке им с группой сотрудников полностью электронной ТВ системы, с четкостью около 300 строк, Зворыкин сделал 26 июня 1933 г. на конференции Общества радиоинженеров США. А через полтора месяца после этого он прочел свой сенсационный доклад перед учеными и инженерами Ленинграда и Москвы.

В выступлении профессора Г. В. Брауде было отмечено, что у нас А.П.Константинов сделал передающую трубку с накоплением зарядов, похожую по принципу действия на трубку Зворыкина. А. П. Константинов посчитал нужным уточнить: "В моем устройстве в основном применен тот же самый принцип, но неизмеримо изящнее и практичнее сделано это у д-ра Зворыкина..."

Работы Зворыкина привели к пересмотру планов развития телевидения в нашей стране. Было принято правительственное постановление, направленное на ликвидацию нашего отставания в данной области. Научно-техническим центром разработки электронных ТВ устройств (в том числе и военного применения) стал НИИ телемеханики, собравший лучших специалистов-телевизионщиков страны: Г.В.Брауде, А.В.Дубинина, А.А.Железова, В.К.Кенигсона, А.П.Константинова, Б.В.Круссера, Л.А.Кубецкого, А.В.Москвина, И.Ф.Песьяцкого, Я.А.Рыфтина, А.А.Расплетина, П.В.Шмакова, и др.

Темпы работы были ударными, высокими. Уже в феврале 1935 г. государственной комиссии была предъявлена телевизионная установка на 180 строк, в которой использовались трубки и другие комплектующие детали и узлы отечественного происхождения. 5 сентября 1935 г. НИИ телемеханики был преобразован во Всесоюзный НИИ телевидения (ВНИИТ), который в 1936 г. принял заказ Всесоюзного радиокомитета (ВРК) на разработку и изготовление аппаратуры Ленинградского телецентра.

При содействии В.К.Зворыкина был заключен пятилетний договор о сотрудничестве и обмене информацией между Радиопромом СССР и RCA. По условиям договора эта фирма поставила комплект аппаратуры для Московского телецентра, организовала стажировку нескольких групп наших специалистов на предприятиях США.

В результате в СССР в 1936 - 1938 гг. одновременно сооружались два центра электронного телевидения: в Москве (на 343 строки) и в Ленинграде (на 240 строк). Кроме того, в НИИ телевидения разрабатывался первый серийный отечественный электронный телевизор, которому была присвоена марка ВРК - в честь заказчика.

Городские власти Ленинграда не спешили с выделением подходящего здания. Готовая аппаратура бездействовала в помещениях ВНИИТа. В сентябре 1937 г. было решено начать демонстрационные передачи из здания института на набережной р. Фонтанки в Дом техники (на Невском проспекте), где были установлены два телевизора ВРК. В корреспонденции "Кино по эфиру", опубликованной 17 сентября 1937 г. в вечерней "Красной газете", сообщалось, что накануне впервые в СССР состоялась публичная демонстрация высококачественного телевидения.

Только к лету 1938 г. были завершены монтажные и наладочные работы в здании на ул. Академика Павлова, выделенном для Ленинградского телецентра (к этому времени его стали называть опытным - ОЛТЦ). Первая опытная передача с показом концертных номеров и отрывков из кинофильмов состоялась 7 июля 1938 г., а с 1 сентября передачи ОЛТЦ стали регулярными. Передачи изображения велись на УКВ, звуковое сопровождение транслировалось через передатчик, работавший на средних волнах.

Успешнее шли дела с подготовкой помещений для телецентра в Москве, где трест "Радиострой" в 1936 - 1937 гг. построил два здания для аппаратно-студийного комплекса и радиопередатчиков на Шаболовке, рядом с Шуховской башней, на которой размещались передающие телевизионные антенны. Это позволило своевременно начать монтаж и настройку импортной аппаратуры. Весной 1938 г. проводились измерения и пробы в эфире, а 25 марта того же года состоялась пробная передача. Опытные передачи начались в октябре 1938 г., а с 1 января 1939 г. передачи стали полностью регулярными. Изображение передавалось на волне 6,03 м (49,75 МГц), а звук - на волне 5,78 м (52 МГц). Радиус зоны обслуживания МТЦ составлял 25...30 км.

Для приема сигналов МТЦ ленинградский завод им. Козицкого освоил производство консольных телевизоров типа ТК-1 по американской документации. Это была сложная и дорогая модель на 33 радиолампах. Его настройка и испытания в условиях серийного производства представляли в те годы большие трудности и требовали высокой квалификации.

Работа по созданию упрощенного телевизионного приемника велась на ленинградском заводе "Радист" - первом предприятии страны, ориентированном на массовый выпуск телевизоров. Сюда пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого. Серийный настольный телевизор 17ТН-1 был разработан в заводской лаборатории в начале 1940 г. Кинескоп для него с экраном диаметром 17 см, разработанный А. С. Бучинским и А. Г. Яковлевым, серийно выпускался заводом "Светлана". На телевизор можно было принимать сигналы как Московского, так и Ленинградского телецентров. До войны завод выпустил около 2000 телевизоров этой марки. Небольшие серии настольных телевизоров 17ТН-3 горизонтальной конструкции выпускались экспериментальными мастерскими ВНИИТа.

В январе 1939 г. в Москве начал работать приемный телевизионный трансляционный узел, оборудованный специалистами ЦНИИ связи Ю.И.Казначеевым, Р.С.Будановым, В.Н.Горшуновым и др. в доме #17 по Петровскому бульвару. Телевизионное изображение, принятое высококачественной аппаратурой, транслировалось по проводам в 30 квартир, где были установлены упрощенные абонентские телевизоры типа АТП-1 Александровского завода.

Сравнение технико-экономических показателей телецентров в Москве и Ленинграде свидетельствовало о целесообразности развития собственной научно-производственной базы телестроительства: балансовая стоимость ОЛТЦ составляла около 2 млн руб., а МТЦ - около 12 млн руб. Планом на третью пятилетку в СССР предусматривалось строительство телецентров в Киеве, Тбилиси, Минске, модернизация телецентров в Москве и Ленинграде, реконструкция действующих и постройка новых заводов телевизионной техники. Если к началу войны приемный парк насчитывал около 4000 телевизоров, то на 1942 г. планировался выпуск 20 000 телевизионных приемников.

Исследования и разработки ТВ передающих трубок возобновились в 1943 г. в Москве под руководством Б.В.Круссера. В 1944 г. под руководством С.В.Новаковского начались восстановительные работы на МТЦ. Уже 7 мая 1945 г. в День радио Московский телецентр первым в Европе возобновил свои передачи по довоенному стандарту (343 строки, 25 кадров, 50 полей). Решением правительства от 12 октября 1945 г. предусматривалось построить новый телецентр в Ленинграде в III квартале 1947 г. Однако срок этот оказался нереальным. Поэтому была поддержана инициатива ленинградских специалистов модернизировать довоенную аппаратуру ОЛТЦ с увеличением четкости до 441 строки. Первая послевоенная передача в Ленинграде с рекордной для того времени четкостью состоялась 7 ноября 1947 г., а 18 августа 1948 г. началось регулярное телевещание.

Основные силы ВНИИТ с середины 1946 г. были направлены на разработку студийной аппаратуры на новый 625-строчный стандарт для Московского телецентра. Такой стандарт был впервые разработан в нашей стране, а затем он стал общеевропейским. Первый же выход в эфир МТЦ по новому стандарту состоялся 4 ноября 1948 г. на лабораторном оборудовании, изготовленном в ОКБ г. Фрязино. Но уже велась настройка стационарного комплекса на восемь камерных каналов (пять студийных и три кинопроекционных). После полугодовых испытаний и опытных передач комплекс был принят в эксплуатацию 16 июня 1949 г. Группа специалистов ВНИИТ и завода им. Коминтерна (В.Л.Крейцер, П.Е.Кодесс, А.В.Воронов, В.И.Мигачев, А.И.Лебедев-Карманов, Б.В.Брауде и Р.В.Ванатовский) и московских руководящих работников (С.В.Новаковский и Г.П.Казанский) за эту работу была удостоена Государственной премии.

Вслед за МТЦ на 625-строчный стандарт был переведен ЛТЦ, оборудование которого было фактически полностью заменено.

... Сейчас происходит лавинообразный процесс перехода на цифровое ТВ, обладающее большими преимуществами по сравнению с аналоговыми методами. Интенсивно ведутся работы, в том числе и организационные, в области телевидения высокой четкости, а также по созданию плоских экранов достаточно больших размеров. В недалеком будущем это позволит создать действительно высококачественное домашнее многопрограммное "кино".

Автор: В.Урвалов

Журнал "Радио", 1998. - №11.

(Продолжение следует)
 

* * *

Справочная книга oldradio мастера

Поясним сказанное примером. Пусть имеется выходной трансформатор с числом витков первичной и вторичной обмоток w1= 5000, w2=100. Ко вторичной обмотке подключается звуковая катушка громкоговорителя с сопротивлением, равным 5 Ом. Определить величину сопротивления, пересчитанного в анодную цепь лампы.

Сначала находится коэффициент трансформация

Nтр=w1/w2=100/5000=0,02

Затем определяется приведенное сопротивление:

R'a=Rн/(nтр*nтр)=5/(0,02*0,02)=12,5 кОм.

Для обеспечения нормальной работы выходной лампы сопротивление нагрузки приводится не к какой-то случайной величине, а к такой, при которой лампа работает с наибольшим эффектом, т.е. отдает наибольшую мощность, создавая наименьшие искажения сигнала. Иными словами, всегда должно выполняться требование: приведенное сопротивление нагрузки должно быть равно оптимальному сопротивлению нагрузки для данной лампы: R'a=Rопт.

На практике чаще приходится решать обратную задачу, а именно: по известному сопротивлению звуковой катушки и выбранному типу лампы выходного каскада (т.е. по известному сопротивлению Roпт) находить коэффициент трансформации. Для этого случая последняя формула преобразуется следующим образом:

nтр*nтр=Rн/Rопт или nтр=Ц Rн/h Rопт

Так как в трансформаторе всегда имеются потери энергии, и они влияют на передачу мощности из первичной обмотки во вторичную, то в формулу необходимо ввести коэффициент полезного действия трансформатора h . Тогда окончатетельно получим:

nтр==Ц Rн/h Rопт

В зависимости от назначения усилители мощности бывают однотактные или двухтактные.

Продолжение следует.

Использованы материалы из книг:

  1. Батраков А.Д, Кин С.Э. Элементарная радиотехника. Часть 2. Ламповые радиоприемники. М.-Л.: "Государственное энергетическое издательство", 1952. - С.7-68.
  2. Комаров Е.Ф. Учебное пособие радиотелемастера. Москва: "Издательство Досааф", 1970. - С.66-82.

 

Войти Зарегистрироваться
Новости
11.12.2017
94-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":   http://... далее>>>
4.12.2017
93-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":  http://www.... далее>>>
26.11.2017
92-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":   http://www.... далее>>>
8.11.2017
91-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":   http://... далее>>>
16.10.2017
90-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":   http://... далее>>>
Последние комментарии
Copyright © RadioNic, 2009-2017
RSS Feed
Follow radionic_ru on Twitter