Московский электромеханический завод МЭМЗА

 Московский электромеханический завод МЭМЗА

Московский электромеханический завод МЭМЗА (фото 1930 г.)

Завод был расположен по адресу Ленинградское шоссе, 16 (сейчас Ленинградский проспект, 8 ). Завод возник в 1924 году в результате слияния Московского радиотелеграфного завода, электромеханических и часовых мастерских, которые здесь находились. В марте 1925 года на МЭМЗ случилось несчастье — ночью, когда в цехах никого не было, произошел пожар. Потери были большие. Только одних полевых радиостанций, отремонтированных и готовых к сдаче военпреду, сгорело 192 штуки. Это было первым серьезным испытанием для заводчан и их руководства. В правительстве решался вопрос о закрытии завода, но директор Алексей Петрович Бутузов упорно боролся за его сохранение. Решение о закрытии завода было отменено.

В мае 1926 года МЭМЗ был передан Фото-кино тресту. К заводу заодно было присоединено также несколько мелких мастерских по производству и ремонту фото-кино продукции. Остались старые заказы, однако освоение производства новой фото-кино аппаратуры не пошло, и завод опять оказался на грани краха. В октябре 1926 года Бутузова на посту директора сменил Борис Васильевич Груздев бывший до этого с 1924г. главным инженером МЭМЗ. В это время на заводе работало уже 350 человек.

С осени 1927 года дальнейшее развитие завода и превращение его в современное для того времени предприятие связано с трестом точной механики и его руководителем Андреем Михайловичем Бодровым, потомственным питерским рабочим, активным участником революции и гражданской войны. Возглавив в 1926 году трест Точмех и руководя им в течение 5 лет, он провел большую созидательную работу по развитию предприятий точной механики, уделив при этом особое внимание организации часовой промышленности.

20 марта 1928 года в трест точной механики поступают проект и смета организации часового производства, разработанные Пруссом. В отличие от Измалкова он предлагает развернуть строительство советской часовой фабрики на базе сборочных мастерских с последующим постепенным дооборудованием и вводом в действие фабричных цехов и отделов за счет прибыли от реализации часов, собранных из импортной фурнитуры. Доказывая, что постройка и полное оборудование фабрики потребуют несколько лет, в то время как в стране ощущается часовой голод (особенно в системе Наркомата путей сообщения, Наркомвоенмора и др.), Прусс отмечает, что, "оборудуя в порядке указанной постепенности цеха и отделения, через 2-3 года будем иметь в полном ходу совершенно законченное производство часов".

17 августа 1929 года проект расширения МЭМЗ под часовое производство обсуждался на президиуме ВСНХ РСФСР. В его резолюции говорилось: 
"Разрешить МСНХ произвести в текущем году капитальные работы в суммме 1455 тысяч рублей... Войти в ВСНХ СССР с просьбой разрешить производить строительство до утверждения проекта" (прибытие закупленного оборудования ожидалось уже в январе 1930 года).

 МСНХ, решая вопрос о постройке корпуса на территории МЭМЗ, поручил конторе "Строитель" к 1 января 1930 года сдать два этажа здания под монтаж оборудования, а остальные этажи закончить вчерне под крышу. Весь корпус с окончательной отделкой, годный к эксплуатации, планировалось сдать к 1 апреля 1930 года.

25 апреля 1930 года приказом по тресту МЭМЗ был обьединен с часовым производством "Авиаприбора" и строящимся заводом под общим названием 2-й Государственный часовой завод. 

Второй московский часовой завод "Слава"

В настоящее время завод не существует, главное здание завода снесено. 

Литература:

1. Богданова В.Г.  «Oт часов — ходиков до приборов времени орбитальных космических станций». Москва, 2002 г. 

Комментарии