В 1933 году на заводе №197 в городе Горьком была разработана и запущена в серийное производство автомобильная телеграфно-телефонная радиостанция 11-АК для связи между штабами фронтов и армий.

11-АК (передатчик 1000-КВ-1 с приемником 5РКУ): автомобильная, КВ (передатчик: 2,5-4,5 МГц), ТЛФ (АМ), ТЛГ, 500 Вт (ГД-400); монтировалась в двух специальных кузовах на шасси автомобилей (ГАЗ-ААА, ГАЗ-АА); для связи между штабами высших войсковых соединений.

К концу 30-х годов радиостанцию предполагалось снять с производства, заменив ее радиостанцией типа РАФ. Однако по результатам длительной эксплуатации стало очевидным, что радиостанцию можно модернизировать. Начавшаяся к этому времени война потребовала упростить схему и конструкцию радиостанции и использовать ее для оперативного управления войсками.

На рисунке: 11-АК-М1 - модификация мод. 11-АК (обр. 1933 г.) - с передатчиком 1000-КВ-3 (расширенный диапазон - 2,5-7,5 МГц).

С 1942 года завод выпускал радиостанцию 11-АК-М1, которая отличалась от радиостанции 11-АК применением передатчика типа 1000-КВ-3 (с антенной-мачтой высотой 15 м) взамен предыдущего типа 1000-КВ-1.

Для работы на коротковолновом поддиапазоне применялся вертикальный луч длиной 8 метров, подвешиваемый к оттяжке антенны-мачты. Передатчик 1000-КВ-3 отличался от 1000-КВ-1 расширенным диапазоном от 2,5 до 7,5 (40 - 120 м) и применением в задающем генераторе схемы Кольпитца, сеточной модуляцией вместо анодной и несколько увеличенной мощностью. Внешний вид передатчика остался без изменений.

Радиостанция 11-АК-М1 обладала более высокими эксплуатационными данными, легкостью настройки и более высокими электрическими показателями.

Радиостанция нашла самое широкое применение во фронтовых сетях и как аэродромная для управления полетами авиации. Связисты положительно отзывались о ее работе. Применение в передатчике сеточной модуляции значительно увеличило дальность действия радиостанции при работе телефоном за счет большей глубины модуляции и несколько большей мощности.

Питание анода модуляторной лампы осуществлялось от динамо-машины РДН-2500, что позволило значительно увеличить продолжительность работы станции. Радиостанции 11-АК и 11-АК-М1 питались от буферной батареи и их действительный радиус действия зависел от состояния зарядки этой батареи.

К недостаткам передатчика следует отнести отсутствие доступа в кабину задающего генератора, а также недостаточную надежность блокировочных контактов на дверцах ламповых отсеков.

За время войны на радиостанции 11-АК были внедрены следующие рацпредложения:
- передатчики 11-АК старых выпусков переведены на сеточную модуляцию, что позволило значительно увеличить их дальность действия при работе в режиме телефона;
- выходной каскад передатчика переделан под симметричную антенну;
- увеличен диапазон частот передатчика в сторону длинных и коротких волн.

Наряду с этим были применены высоко эффективные антенны типа "полуромб", "колбаса" и т.д., позволившие повысить технические показатели радиостанции.

Как показал опыт войны, для дальнейшего вооружения армии в послевоенный период радиостанция устарела и была снята с производства и вооружения.

 

Войти Зарегистрироваться
Новости
14.08.2017
87-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":   http://... далее>>>
3.08.2017
86-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":  http://www.... далее>>>
20.07.2017
  85-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":  http://... далее>>>
11.07.2017
84-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":  http://www.... далее>>>
5.07.2017
83-й выпуск рассылки "Радиолюбитель":  http://www.... далее>>>
Последние комментарии
Copyright © RadioNic, 2009-2017
RSS Feed
Follow radionic_ru on Twitter