Автомобильный радиоприемник "А-5"

Автомобильный радиоприемник "А-5"

 Автомобильный радиоприемник "А-5" выпускался Муромским радиозаводом с 1952 года.

Радиоприемник шестиламповый, предназначается для установки в автомобилях ЗИЛ-110 и ГАЗ-12 и выпускается в двух вариантах: для питания от аккумуляторов с напряжением 6 В и 12 В. Анодное питание ламп производится с помощью вибропреобразователя.

За основу взят приемник А-695. Всего было выпущено около 300 экземпляров.

Конструкция

Приемник вместе с громкоговорителем и блоком питания оформлен в одном общем корпусе.

Настройка контуров осуществляется путем изменения индуктивности катушек с помощью передвижных сердечников из альсифера. Катушки переменной индуктивности вместе с механизмом кнопочного переключателя, выключателем питания и регуляторами громкости, чувствительности и тембра выполнены в виде отдельного блока.

Шкала снабжена условной градуировкой в виде равномерных делений, и цвет освещения шкалы меняется в зависимости от положения регулятора тембра: красный цвет соответствует подчеркиванию высших, а зеленый - низших звуковых частот; белый цвет указывает на подчеркивание средних частот звукового спектра.

Приемник имеет следующие каскады:

  1. УВЧ на лампе 6К4.
  2. Преобразователь частоты на лампе 6A7.
  3. УПЧ на лампе 6К4.
  4. Детектор, АРУ и предварительный каскад УНЧ на лампе 6Г2.
  5. Оконечный усилитель на лампе 6П3С.
  6. Выпрямитель для вибропреобразователя на лампе 6Ц5С.

Диапазон принимаемых частот:

  • Длинные волны - 150 - 410 кГц (2000,0 - 732,0 м);
  • Средние волны - 530 - 1450 кГц (666,0 -266,0 м);
  • Короткие волны I - 6,0 - 6,25 МГц (50,0 - 48,0 м);
  • Короткие волны II - 9,5 - 9,7 МГц (31,6 - 30,9 м);
  • Короткие волны III - 11,7 - 11,9 МГц (25,6 - 25,1 м). 

Электрические показатели

  • Промежуточная частота 465 кГц.
  • Чувствительность на длинных волнах не хуже 200 мкВ, на средних не хуже 50 мкВ и на коротких не хуже 40 мкВ.
  • Избирательность. Ослабление чувствительности при расстройке на +-10 кГц не менее 28 дБ. Ослабление сигнала по зеркальному каналу более 34 дБ на длинных волнах, более 40 дБ на средних и более 34, 30 и 20 дБ соответственно в коротковолновых диапазонах.
  • Частотная характеристика. Полоса пропускания всего тракта обеспечивает воспроизведение частот 80-4000 Гц на длинных волнах и 80-5000 Гц на остальных диапазонах.
  • АРУ обеспечивает изменение напряжения на выходе не более чем на 14 дБ при изменении напряжения на входе да 60 дБ.
  • Выходная мощность 2 Вт при коэффициенте нелинейных искажений порядка 10%.
  • Потребляемая мощность 53 Вт. 

Электрическая схема

На длинных и средних волнах входной контур состоит из катушки L1 и соответствующих конденсаторов, а в диапазонах коротких волн параллельно катушке L1 подключаются соответственно катушки L2, L3 или L4. При работе в автомобиле ЗИЛ-110 параллельно входу включается добавочный конденсатор С1 емкость которого компенсирует разницу в антеннах по сравнению с автомобилем ГАЗ-12.

УВЧ имеет схему параллельного питания. В диапазоне длинных волн усиление апериодическое, и нагрузкой для лампы 6К4 служат сопротивление R3 и дроссель Др1; катушка L5 в этом диапазоне не используется. В диапазонах средних и коротких волн способ включения катушек в анодной цепи лампы 6К4 такой же, как и во входной цепи. В диапазоне средних волн напряжение на управляющую сетку следующей лампы подается со средней точки емкостного делителя, образованного конденсаторами C17 и C18.

В гетеродине преобразовательного каскада применена трехточечная схема с емкостной обратной связью (делитель С28-С30). Сопряжение настроек гетеродинного и высокочастотных контуров осуществляется в диапазонах длинных и средних волн при помощи добавочных катушек L15L16 (длинные волны) и L17L18 (средние волны), которые заменяют сопрягающие конденсаторы, применяемые в схемах с настройкой переменной емкостью. В диапазонах коротких волн сопрягающих элементов нет.

Для повышения устойчивости частоты в контур гетеродина введен термокомпенсирующий конденсатор С61.

В УПЧ предусмотрена возможность регулировки усиления по промежуточной частоте при помощи потенциометра R15, изменяющего напряжение на экранирующей сетке лампы 6К4.

Питание 

Повышение напряжения от аккумулятора производится при помощи виброприобразователя типа В-5 или ВС-6,3 (при 6-вольтовом аккумуляторе) либо типа В-12-Г (при 12-вольтовом аккумуляторе). Вибратор работает по асинхронной схеме, и выпрямление повышенного напряжения производится кенотроном 6Ц5С.

В вибропреобразователе имеются сглаживающий фильтр и элементы для подавления помех.

Нити накала ламп соединены в две группы. В одну входят первые четыре лампы (6К4, 6А7, 6К4 и 6Г2), во вторую -остальные (6П6С, 6Ц5С и лампочка подсвета шкалы). Такое соединение позволяет легко перейти от последовательно-параллельного соединения (при 12-вольтовом питании) к параллельному (при 6-вольтовом питании). Переменное сопротивление R11 служит для выравнивания напряжения на группах при питании от 12-вольтового аккумулятора.

Детали 

Выходной трансформатор. Первичная обмотка состоит из 2400 витков провода ПЭЛ 0,15 (сопротивление 240 Ом), вторичная - из 50 витков ПЭЛ 0,74 с отводом от 42-го витка. Сердечник из пластин Ш-14, набор 21 мм.

Трансформатор питания. Первичная обмотка для 6-вольтового аккумулятора содержит 2х24 витка провода ПЭЛ 1,0, а для 12-вольтового - 2х55 витков ПЭЛ 0,8. Вторичная обмотка имеет 2х1400 витков ПЭЛ 0,17 (сопротивление 300 Ом). Сердечник из пластин Ш-19, толщина набора 28 мм.

Громкоговоритель типа ГДМ-3 (сопротивление звуковой катушки постоянному току 3,3 Ом}. Дополнительный громкоговоритель типа 0,5 ГД-5 (сопротивление звуковой катушки постоянному току 6 Ом). 

Расположение ламп и деталей на шасси приемника "А-5"

Расположение ламп и деталей на шасси приемника "А-5" 

Литература

  1. Описание приемника в справочнике Левитина Е.А.
  2. Описание в журнале "Радио" №7, 1954 год.

Комментарии

История автомобильных радиоприёмников. Радиоприёмник А-5. 

Первое серьезное упоминание об отечественном автомобильном радиоприемнике относится к 1936 году. Это был год официального провозглашения победы социализма, пуска первой ветки Московского метро и радикальных успехов на «легковом фронте» советского автопрома, ориентированного до той поры исключительно на грузовики. Те немногие «легковушки», что выпускались в нашей стране до середины 30-х годов, - ГАЗ А, Л-5 – были ухудшенными малотиражными копиями «Фордов» и «Бьюиков». А по окончании первой волны тотальной индустриализации стало возможным задуматься о создании чего-то более современного и совершенного. 1936-й отмечен как год начала серийного производства первого отечественного массового легкового автомобиля ГАЗ М1 и высочайшим (читай: кремлевским) одобрением постановки на конвейер лимузина ЗИС-101, созданного при непосредственном участии И.А. Лихачева. «Сто первый» был вполне удачным, соответствующим тогдашнему мировому уровню автомобилей и на фоне «Эмки» смотрелся как синхрофазотрон в курятнике. Это был Лимузин с большой буквы – не только по типу кузова (далеко не все «ЗИСы» являлись истинными лимузинами), но и по степени престижа и комфорта, издавна подразумевавшегося под этим словом. Негоже ему, перевозящему самые высокопоставленные кадровые единицы Страны Советов, было без радиоприемника в салоне.

Заказ на радиоприемник для пассажирского «отсека» ЗИС-101 в «люксовой», как сказали бы сейчас, комплектации был выдан московскому заводу «Мосэлектрик» в том же 1936 году. И первые машины, которые в феврале 1937 года получили члены ЦК, уже оснащались супергетеродинным ламповым приемником АИ-656, построенным на базе схемы знаменитого СИ-234.

Здесь историческая хроника дает трещину. Известно лишь, что завод «Мосэлектрик» в начале войны эвакуировали в Сарапул и уже было не до автомобильных радиоприемников. И в ЗИС-101, вышедших из ворот Завода имени И.В. Сталина после 1940 года, никаких приемников не было.

В первые послевоенные годы отечественная радиопромышленность восстанавливалась не так быстро и эффективно, как автомобильная. К тому же «натурные испытания» американцами ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, почти официально ставшие причиной идеологического противостояния двух сверхгосударств, заставили «ответственные органы» внимательнее относиться к информационному обеспечению советских граждан. Началась «холодная война». Телевидения тогда еще не было (по крайней мере в СССР), и основным средством пропаганды были полностью подконтрольные печатные издания и радио. Причем «радио» в понимании обывателя тех лет означало бытовую однопрограммную радиоточку, годами не выключавшуюся в коммуналках всея Руси. То есть тоже абсолютно контролируемый кем надо источник информации.

С истинным, эфирным радиовещанием дело обстояло сложнее. Ладно там длинные и средние волны – на них много не наловишь. А коротковолновые диапазоны контролировались более чем строго, и, как мы все помним, сомнительного свойства передачи начали глушить. Но эпоха массового применения «глушилок» пришлась на 60-70-е годы, а начало 50-х (еще Сталин был жив) отмечено контролем и учетом всех бытовых радиоприемников, независимо от их качества, чувствительности и рабочих частот. Нет, в магазинах приемники, конечно, продавались, и их даже можно было купить. Но сразу после этого – регистрация и особый учет в МГБ, потому как всякий радиослушатель воспринимался как потенциальный диссидент. Эфир даже был платным – следовало раз в полгода платить по кровному дореформенному «полтиннику»! Понятно, почему на первых «Победах» и «Москвичах-400» не было радиоприемников…

Об информационно-музыкальном комфорте автомобилистов вновь речь зашла в начале 1952 года, когда «сверху» руководителям соответствующих отраслей поступил прозрачный намек. В первую голову, конечно, имелись в виду правительственные лимузины «второго советского» поколения – ЗИМ и ЗИС-110, и даже не они сами, а их пассажиры. Типа, скучно им там, за стеклянной перегородкой, а трофейные немецкие и ленд-лизовые американские радиоприемники есть далеко не у всех. Тогда Ленинградскому институту радиовещательного приема и акустики (ЛИРПА, в те годы НИИ 695) дали соответствующее задание, и он разработал новый отечественный автомобильный приемник А-5. Производство же определили на п/я №5, ныне – Муромский радиозавод. А-5, собственно говоря, официальная история отечественной радиопромышленности и считает первым серийным советским автомобильным радиоприемником. Лукавит история – о «серийности» речь пойдет только с последующей модели А-8. Но все же…

А-5, что означало «автомобильный пятидиапазонный» представлял собой супергетеродин на 6 вакуумных лампах. Предназначался он исключительно для вышеназванных лимузинов, о чем строго предупреждала инструкция: в других автомобилях качество работы не гарантируется. Поскольку у ЗИМа и ЗИСа были разные напряжения бортовых сетей, то делали два варианта А-5 – на 12 и 6 В соответственно. Дизайн А-5 можно назвать нейтрально-универсальным, легко вписывающимся в приборные панели обеих машин с их обилием свободного пространства и никелированных «приблуд».

«Фасадом» А-5 выступала хромированная панель управления со шкалой настройки и органами управления. Но это была только малая часть устройства. Остальное же находилось в массивном металлическом корпусе (общая масса – 12 кг!) и пряталось в недрах «торпедо». Пряталось, впрочем, неглубоко – так, чтобы звук от встроенного динамика без особых препятствий проходил в салон. Обязательно комплектовали приемник и вторым динамиком – для задних пассажиров автомобиля.

Любая ламповая конструкция, как известно, требует довольно высокого напряжения для разогрева анодов. В низковольтных бортовых сетях приходится использовать импульсные преобразователи, или, как их раньше называли, вибраторы. КПД их, конечно, был тот еще, и они постоянно выходили из строя. На более поздних моделях ламповых радиоприемников вибраторы даже делались в отдельном экранированном корпусе – для лучшей защиты от наводок и оперативной замены при ремонте. В А-5 вибратор был встроенным, но все равно в комплекте обязательно давался один запасной.

Поклонникам хай-энда будет приятно узнать, что усилитель мощности в А-5, построенный на лампе 6П6С, работал в «чистом» классе А, обеспечивая около 2 Вт выходной мощности. Выходной каскад, естественно, был трансформаторным и нагружался на «головки» 1ГД-7Т или 1ГД6, легко выдерживающие троекратные перегрузки.

Сам приемник кроме длинных и средних волн принимал КВ в диапазонах 25, 31 и 49 м. И что интересно: рекомендовалось «25» слушать с 2 часов дня, «31» - с 18 до 24, а «49» - с 23 до 3 часов ночи. Прокомментировать это могут только люди, хорошо понимающие то время…

Кроме пяти переключателей указанных диапазонов лицевая панель имела четыре (две совмещенные) ручки регулировки и настройки, причем регулировку параметра «громкость» дополняла автоматическая, срабатывавшая с 3-5 секундной задержкой, если становилось слишком уж громко. Вручную можно было отрегулировать чувствительность – схемотехника того времени была слаба в смысле помехозащищенности, а системы зажигания автомобилей на основе примитивного магнето прямо-таки источали проблемы для качественного радиоприема. Ручка регулятора тембра в одном из крайних положений «поднимала» «басы», а в другом – подчеркивала «верха». Это свойство тоже рекомендовалось использовать для борьбы с наводками; типа, если убрать «высокие», «грязи» будет меньше. А для того, чтоб не запутаться в регулировках, подсветку шкалы – в зависимости от установленного тембра – сделали изменяемой. При «поднятом» «верхе» освещение было красным, при «басах» - зеленым, а установка «в ноль» давала ровный белый свет. Прямо цветомузыка…

Приемник А-5 выпускался мелкими партиями, строго по количеству произведенных «агрегатоносителей». Ничего на сторону! Всего было сделано около трех сотен и приблизительно в три раза больше запасных вибраторов. Несколько десятков «сверхплановых» экземпляров разошлись по спецгаражам в качестве ЗИПа. Сборка, разумеется, производилась вручную, с отдельным подбором комплектов и тщательной настройкой. И все равно, недовольные отзывы случались периодически: «летели» вибраторы, «уходила» настройка приемных контуров.…А один «окрик» из ГОНа равнялся десятку выволочек от своего министерства! Поэтому доводить конструкцию Муромцам приходилось под довольно жестким прессингом. И со следующими моделями проблем было меньше.

Так вот, А-5, годы выпуска – 1952 – 1959. Сделано несколько сотен экземпляров. А общий тираж ранее упоминавшегося АИ-656 от «Мосэлектрика» не превышал нескольких десятков. Последующий же за А-5 приемник А-8, сделанный в Муроме для автомобиля «Победа», за 10 лет разошелся в 3269 экземплярах (плюс шесть «внестатистических» остались на заводе). Так что вопрос о пионерстве есть вопрос о критериях определения самого пионерства. Юбилеи же лучше праздновать по каждому из поводов.

Из инструкции:

Основные технические данные

Диапазон частот приемника:

Длинные волны – 150 – 410 кГц (2000 – 730 м);
Средние волны – 530 – 1450 кГц (566 – 206 м);
Короткие волны:

49 м – 6,0-6,25 мГц (50 – 48 м)
31 м – 9,5-9,7 мГц (31,6-30,9 м);
25 м – 11,7–11,9 мГц (25,6-25,1 м).

Чувствительность приемника при выходной мощности 0,2 Вт, частоте модуляции 400 Гц, коэффициенте модуляции 30% и отношении сигнала к шуму 3:1, не хуже:

На длинных волнах – 200 мкВ;
На средних волнах – 50 мкВ;
На коротких волнах – 40 мкВ

Регулировка чувствительности (плавная или ступенчатая) – не менее чем на 32 дБ (40 раз).

Максимальная выходная мощность приемника на частоте 400 Гц при коэффициенте нелинейных искажений не выше 10-15% - не менее 2 Вт. При этом на выносной динамик ответвляется 20-25% выходной мощности.

Избирательность приемника по соседнему каналу (расстройка на +/-10 кГц на частотах t=1000 кГц и f=250 кГц) – не менее 28 дБ.
Полоса пропускания приемника при ослаблении на 6 дБ (измеренная на f=1000 кГц) – не менее 6 кГц.
Ослабление зеркального канала, не менее:

На длинных волнах – 34 дБ;
На средних волнах – 40 дБ;
На коротких волнах: 49 м – 34 дБ, 31 м – 30 дБ, 25 м – 20 дБ.

Полоса пропускания низкочастотного тракта, по напряжению – не уже 80 – 5000 Гц при неравномерности +/-6дБ относительно частоты f=400 Гц.
Регулятор тембра обеспечивает срезание высоких частот до 2000 Гц.
Автоматическая регулировка усиления с задержкой: при изменении напряжения на входе от 100 мкВ в 1000 раз соответствующее изменение напряжения на выходе не более чем в 5 раз.
Уровень собственных шумов на выходе приемника (при отключенном кабеле антенны и максимальном положении РТ, РГ и РЧ не более 0,09 в. эфф).
Уровень фона не превышает 0,05 в. эфф.
Приемник может работать в условиях повышенной влажности – до 90% при нормальной температуре (+20С), при изменении температуры от -20 до +40С и в условиях вибрации, имеющей место в автомобиле.
Масса комплекта приемника не превышает 12 кг.

Из инструкции:

Памятка для владельцев радиоприемника

1. Согласно действующему законодательству, установлена обязательная регистрация радиоприемников в местных предприятиях связи. Приобретенный приемник должен быть зарегистрирован его владельцем в ближайшем предприятии связи по месту жительства; в районных, областных, краевых и республиканских центрах – в 3-дневный срок, а в остальных местностях – в 10-дневный срок со дня приобретения радиоприемника.

2. При переезде на другую квартиру в том же населенном пункте владелец радиоприемника должен сообщить об этом (в письменном виде) в 3-дневный срок предприятию связи по месту регистрации радиоприемника, а при переезде в другой населенный пункт – зарегистрировать радиоприемник по новому месту жительства в 7-дневный срок.

3. За уклонение от регистрации радиоприемника в установленный срок взимается штраф в размере 50 рублей. Уплата штрафа не освобождает владельца радиоприемника от внесения абонементной платы за время фактического пользования радиоприемником.

4. Абонементная плата за пользование радиоприемником принимается предприятиями связи по месту регистрации радиоприемника за любой срок, но не менее чем за полугодие: а) за первое полугодие – до 1 февраля; б) за второе полугодие – до 1 августа. Не внесенная в указанный срок абонементная плата взимается с начислением штрафа по 1 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки очередного платежа.

5. Неиспользование радиоприемников для приема не освобождает их владельцев от взносов абонементной платы по существующему тарифу в установленные сроки.

6. За радиоприемники, находыщиеся в индивидуальном или коллективном пользовании у слепых (в квартирах, общежитиях), а также в специальных школах, библиотеках и других культурно-просветительских учреждениях для слепых, абонементная плата не взимается.